Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№40 (1116) 17 октября 2017г. Экономика

Образование 2.0

18.10.2017, Ярослав Романчук

Ходить в школу не обязательно

Всемирный банк в свежем докладе «Потенциал системы образования: как научиться его реализовать» сделал сенсационный вывод. Дети ходят в школу, но не учатся. Их учат не тому, что нужно в жизни. Средняя школа перестала быть школой жизни, превратилась в отхожее место отстойных идей.

По оценке Всемирного банка, свыше 60% учеников начальной школы в развивающихся странах не обладают минимальными навыками, хотя учиться они стали гораздо больше. В развивающихся странах среднее время обучения с 1950г. по 2010г. выросло с 2 лет до 7,2 года. При этом правильно посчитать сдачу в магазине или прочесть рекомендации лечащего врача они не могут. Понятное дело, что Беларусь выгодно отличается от большинства стран Африки и Латинской Америки, но проблема соответствия получаемых в школе знаний требованиям и вызовам реальной жизни для нас тоже актуальна.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА В ГЛУБОКОМ ПРОШЛОМ

Главный экономист Всемирного банка Пол Роумер, констатируя кризис современной школы, заявил: «Единственная возможность добиться продвижения вперед - искать истину в фактах». Президент группы Всемирного банка Джим Ён Ким сделал еще более жесткое заявление: «Этот кризис обучения - моральный и экономический кризис… При хорошей организации образование помогает обеспечить занятость, более высокий заработок, здоровье и безбедную жизнь. Обществу оно обеспечивает ускоренное внедрение инноваций, укрепление институтов и усиление социальной сплоченности. Однако получение этих благ определяется обучением, а посещение школы без получения знаний означает упущенные возможности. Более того, это еще и огромная несправедливость: дети, которые в наибольшей мере обойдены вниманием общества, больше, чем кто-либо, нуждаются в хорошем образовании для того, чтобы преуспеть в жизни».

Госмонополия в системе среднего образования породила один из самых опасных провалов. Десятки миллиардов долларов средств налогоплательщиков направляется на среднее образование, а на выходе - не подготовленный к современному рынку труда человеческий капитал и потенциальные иждивенцы бюджета.

В мире всеобщего проникновения Google, соцсетей, групп по интересам, Youtube, бесплатных образовательных площадок в Интернете (курсы, университеты, повышение квалификации, профессиональные группы) остро встал вопрос: «А нужно ли универсальное, всеобщее обязательное среднее образование?». В начале XX в. охватить все население школой было большим достижением. Формально безграмотность была побеждена. Люди научились читать и писать. В первой половине XX в. альтернативы начальной и средней школе в получении системных знаний для подготовки к взрослой жизни и рынку труда практически не было.

Сегодня ситуация кардинально изменилась. Современные IT-технологии создали качественные, доступные и децентрализованные альтернативы школе. А сама школа осталась в глубоком прошлом. В результате, как констатирует Всемирный банк, образовался дефицит знаний, навыков и умений у рабочей силы. Человеческий капитал после прохождения средней школы превращается в фактор массового производства стандартных товаров и услуг. Так нужно было, когда росли гигантские фабрики и заводы, когда нужны были не предприимчивые, креативные и инициативные люди, а винтики в единой машине Госплан/Госснаб, когда успех на рынке труда зависел от способности человека найти свое место в этом механизме экстенсивного промышленного развития. В далеком прошлом выгодно и престижно было работать всю жизнь на одном месте, продвигаясь по служебной лестнице. Тогда требовался высокий уровень стандартизации и унификации профессиональных навыков и знаний. Нужны были валовые показатели, выполнение которых и было критерием оценки эффективности системы образования.

Сегодня ситуация радикально изменилась. Количество традиционных рабочих мест, когда человек ходит на работу с 9.00 до 17.00, быстро сокращается. От людей требуются знания и навыки работы в команде, самостоятельного решения разных задач, поиска ресурсов и потребителей, инвестиций в свой личный бренд. Важно научить человека самостоятельно идентифицировать проблемы, вырабатывать варианты решений, заручаться поддержкой стейкхолдеров и эффективно организовывать и управлять своим индивидуальным информационным полем.

Без знаний иностранных языков, IT-технологий, без навыков современных коммуникаций человек резко сужает свои возможности на рынке труда. Причем сегодня этот рынок труда все больше не локальный, т.е. страновой, а региональный и глобальный. Сегодня неважно, где вы физически находитесь, в Америке, Бразилии, Беларуси или Южной Корее. Если вы научились предлагать товары и услуги для всего мира, если вы заработали репутацию надежного производителя, то у вас будет не тысяча потребителей из Жодино, Жлобина и Жабинки, а миллионы клиентов со всех континентов.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Сегодня активно идет поиск новой школы. Многие страны демонстрируют убедительные успехи в организации школьного образования. Однако слепое копирование успешных иностранных моделей вне контекста институтов, культуры и сложившихся взаимоотношений между обществом, бизнесом и властями может стать причиной провала. Например, Финляндия продвигает модель с высоким уровнем автономии учителей, но, предупреждает Всемирный банк, «если дать автономию плохо образованным, немотивированным учителям в школах с плохим управлением, ситуация может лишь ухудшиться».

Всемирный банк предлагает радикально изменить систему производства знаний в школах. Речь идет о комплексе мероприятий, начиная с организации обучения детей от рождения, до создания мотивации для учителей и родителей участвовать в организации работы школы. Школа должна быть организована так, чтобы у учеников было свободное время на получение практических навыков, на развитие своих увлечений. Как сказал Джек Ма, создатель Alibaba, «учитесь в школе, но не позволяйте ей управлять вашим будущим. Оттачивайте новые навыки, а свободное время посвящайте своим увлечениям. Кому-то это может показаться очевидным, но для образовательных кругов Китая такая идея - настоящая революция».

Такой подход к средней школе и в Беларуси является настоящей революцией. Трудно себе представить, чтобы в нашей стране широко обсуждался вопрос об отказе от обязательного всеобщего среднего образования. Поэтому ценнейший доклад Всемирного банка был несправедливо проигнорирован белорусскими властями. Нашему доморощенному Минобразу проще готовить кадры для эпохи II промышленной революции, хотя на дворе уже роботы, нанотехнологии, кастомизация производства и искусственный интеллект.

Добавить комментарий
Проверочный код