Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Считаете ли вы Беларусь социальным государством?
нет, у меня в месяц доход меньше бюджета прожиточного минимума (BYN197,81)
да, у меня доход больше BYN197,81
нет, я с трудом дотягиваю до зарплаты
нет, я не работаю в силовых структурах и вертикали
да, я получаю пособия и выплаты на детей
мне плевать на государство - я работаю в «серую»
№38 (1114) 3 октября 2017г. Тема недели

Готов ли Лукашенко к либерализации экономики

08.10.2017, Денис Лавникевич
Что говорят

Андрей ДМИТРИЕВ, лидер гражданской кампании «Говори правду». Если оценивать последние решения президента по либерализации мелкого бизнеса, то с ними лучше, чем без них. Например, наша команда «Говори правду» провела огромную работу, чтобы добиться принятия решения по развитию самозанятости. Мы разработали предложения, встречались с главами районов, городов, замминистра труда и соцзащиты, министром экономики, депутатами парламента. Объясняли, что нужно не штрафовать тех, кто может заработать деньги выпечкой, ремонтом, шитьем или чем угодно, а грамоты им давать и поддерживать.

Поэтому решение по развитию самозанятости ­ это наш успех. Но принять указ ­ это одно, а исполнить ­ другое. Недавно Александр Лукашенко снова повторил, что нужно прекратить бесконечные проверки бизнеса, но ведь это уже раз пятый за год! Поэтому «Говори правду» будет отслеживать исполнение тех решений, которые мы продвигали и поддерживаем на местах, и собирать мнения общества, что и как можно улучшить.

В решениях, которые мы ждем в октябре, тоже есть те, которые мы давно продвигаем. В первую очередь это касается ведения бизнеса в регионах. Защиты от произвола чиновников и силовиков, максимального сокращения бюрократии.

Лукашенко в принципе не готов к новшествам. Но он в стране не один. Сегодня даже его электорат хочет изменений. Вместе с избирателями демократических сил ­ это абсолютное большинство граждан. Глава государства просто не в силах изменить мир и заставить работать командно­административную экономику, которой в свое время не хватило всех ресурсов СССР, чтобы выжить. Поэтому на неопасные и неважные, с его точки зрения, шаги он будет согласен. Но все они нужны, чтобы у людей была работа, зарплата и защита.

Валентин ЛОПАН, эксперт по промышленности, директор «Агентства деловых связей». Указы N337 и N345 направлены в первую очередь на то, чтобы попытаться вывести из серой зоны некоторые виды деятельности. Но те люди, которые в этих сферах заняты, вряд ли будут платить что­то в бюджет. Зачем? Они не платят уже много лет и как­то живут с этим. Что до сельской местности, то возможная цель ­ снизить цены в торговых точках, потому что денег у людей на селе нет или очень мало. Параллельно разрешили автолавкам подвозить алкоголь, наверное, чтобы от безденежья население могло чем­то отвлечься от действительности.

Упрощения работы для такого бизнеса не видно. Вести раздельный учет ­ это не упрощение. Странно, почему ремонт автомобилей отдельной строкой исключили из «льгот». Наверное, для этого бизнеса готовятся отдельные меры по выводу из серой зоны. Ну а про готовность Лукашенко к дальнейшим реформам ничего сказать не могу. Лично с ним не знаком, поэтому не общаюсь.

Юрий ЗИССЕР, интернет­предприниматель, создатель портала Tut.by. После многих лет закручивания гаек бизнесу в 1990­х и медленного паллиативного их откручивания в последующие годы предлагаемые перемены кажутся эпохальными. Однако на деле послабления невелики. Если разрешение деятельности семейных кафе и продажи водки в деревнях считать либерализацией, то свобода бизнеса не коснется ни сферы телекоммуникаций, ни образования, ни информационной, ни строительной, ни рекламной деятельности. Даже реклама недвижимости сегодня относится к риелторской деятельности и лицензируется наравне с ней.

Впрочем, никто не видел обсуждаемых документов: традиционно важные для страны указы и декреты принимаются келейно, без публичного обсуждения. А значит, в них обязательно окажутся серьезные недостатки, которые годами будут нивелировать положительный эффект от них.

Андрей КЛИМОВ, экс­депутат парламента, экс­предприниматель, экс­политзаключенный. Начиная с осени 1996г., когда предприниматели поддержали Верховный Совет 13­го созыва, власть из кожи вон лезла, чтобы убить предпринимательство в стране на корню. Теперь они пытаются оживить мертвецов, но это невозможно без реабилитации самой власти, надо начинать с восстановления доверия к власти, а сделать это нельзя без того, чтобы отдать долги предпринимателям, чтобы вернуть свободу предпринимательства в Минске, где все связано с Администрацией президента. Невозможно без реабилитации всех предпринимателей, осужденных по экономическим статьям.

А готов ли Лукашенко к дальнейшей либерализации? Готов, но не знает с чего начать. Да и советников толковых нет, откуда умным­то в окружении президента взяться? А ведь чего проще ­ назначить Ярослава Романчука премьером и дать полномочия без оглядки на администрацию действовать, вот тогда был бы эффект Сингапура.

Вадим ИОСУБ, старший аналитик финансовой компании «Альпари». Сейчас как большое достижение подается то, что должно было существовать изначально. Сначала предпринимателей, ипэшников очень долго загоняли в гетто, называли их «вшивыми блохами», урезали их права, ухудшали администрирование их деятельности… А теперь отношение к предпринимателям решили открутить назад, и все очень радуются по этому поводу.

Это напоминает старый анекдот про раввина, который советовал завести козу, когда в квартире совершенно не было места. А когда он посоветовал убрать эту козу, то все стали очень довольны своими условиями жизни. То есть по сравнению с тем, что было, новая президентская политика ­ это как бы здорово, но так должно было быть изначально.

Можно надеяться, что это одно из свидетельств разворота властей в сторону большей экономической адекватности.

Что ждать дальше? У нас постоянно идут волны: то либерализация, то ужесточение. Сейчас ­ очередная волна либерализации, сюда же подпадает и проект указа по ИТ­сектору, который до сих пор никто не читал. Но сам механизм принятия решений предусматривает, что никакие решения ­ ни хорошие, ни плохие, ­ не принимаются навечно. Мы живем в ситуации, когда в любой момент все может сильно измениться. Поэтому, как долго продлится нынешняя либерализация, предположить невозможно.

Олег ГАЙДУКЕВИЧ, первый зампредседателя Либерально­демократической партии Беларуси. Я убежден, что Лукашенко готов к дальнейшей либерализации. По одной простой причине: и Лукашенко, и все умные политики страны понимают: самое главное у нас ­ это экономика. Никаких других способов подорвать ситуацию внутри страны нет, все угрозы исходят только от экономики.

Лукашенко видит, что в России кризис, что ситуация там неоднозначная, что экономика старыми методами не поднимается.

У него много умных советников, и действительно, когда мы говорим, что в правительстве много умных людей (и вице­премьеры есть нормальные, толковые, и советники, и помощники президента) и они все говорят, что единственный способ экономику как­то поднять ­ это дать возможность людям зарабатывать самим. Указы N337 и N345 на это и направлены.

Но самое главное ­ мы ждем анонсированный декрет по либерализации. Он будет самым главным, ключевым документом. Так что я думаю, что власть готова к либерализации. Потому что если она этого не будет делать, то другого пути поднять экономику страны, кроме как освободить частную инициативу, просто нет. И теперь декларативными методами решить эту проблему не получится. Иначе безработица будет расти, экономическая ситуация будет ухудшаться. За счет госресурсов, за счет отдельных предприятий мы экономику сейчас никак не поднимем. Надежда только на частный сектор, который надо полностью освободить.

Виктор ТЕРЕЩЕНКО, экономист, экс­кандидат в президенты. Со стороны аппарата правительства, Минэкономики и других ведущих министерств поступает инициатива именно по демократической либерализации, развитию бизнеса. Это вынужденная мера ­ падение реальных доходов населения, падение ВВП, застой в экономике вынуждают правительство предлагать эти инициативы главе государства. Глава государства вынужден идти на эти меры. И он это будет делать. Другой вопрос ­ насколько глубоко, длительно, поэтапно все это будет происходить. Увидим в ближайшей перспективе. Я ничего не могу сказать про внутреннее понимание президента. Но думаю, что за долгие годы он понял, что кнутом и пряником поднять экономику, тем более ее оживить, невозможно. Необходимы предпосылки: законодательная база и свобода предпринимателей в принятии решений независимо от формы собственности.

 

Добавить комментарий
Проверочный код