Воскресенье, 22 Октября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Указ N376 декларирует уход от плановых проверок, сокращение контрольных органов, проведение проверок без приостановления бизнеса и т.д. Чтобы это значило?
введут новые основания для проверок
ничего, функции КГК не урезаны
из 1703 контрольных органов останется 1700
задания по штрафам не отменены
ничего, суть госсистемы РБ - тотальный контроль
для бизнеса наступают райские времена
№38 (1114) 3 октября 2017г. Тема недели

Великая Октябрьская раскрепощюция

05.10.2017, Янка Грыль

Либерализация по-большому: взгляд справа, взгляд слева

26 сентября проект декрета «О развитии предпринимательства» был отдан на рецензию президенту РБ. Скорее всего, президент не станет долго размышлять и подпишет декрет - по всей вероятности, как раз в то время, когда этот номер «БелГазеты» будет находиться в печати. С чем и поздравляем всех причастных, переходя к подведению промежуточных итогов очередного тура либерализации по-белорусски.

Великая Октябрьская раскрепощюция
  Фото: рисунок Василия Почицкого

«Посмотрим, что у нас из этого получится», - осторожно обронил Александр Лукашенко 26 сентября, принимая от первого вице-премьера Василия Матюшевского проект документа. Что-то получится - выбора большого нет, ведь существовавшая до сих пор модель «белорусского экономического чуда» полностью выработала свой ресурс.

28 сентября Матюшевский в кулуарах Белорусского инвест-форума четко обрисовал контуры будущей либерализации: «Это 10 фундаментальных документов, которые должны кардинально поменять всю бизнес-среду». Имеющий репутацию продвинутого руководителя, первый вице-премьер сразу анонсировал широкую дискуссию бизнес-сообщества, экспертной среды и СМИ вокруг этих документов, признав при этом: «Мы часто принимаем хорошие документы, но их последующая имплементация, тем более правоприменительная практика нивелируют, мягко говоря, то, что мы принимаем». Да, практика - критерий истины. Ценность всех 10 новых законодательных актов определит не экспертиза СМИ, а динамика развития белорусской экономики после их принятия.

ИМЯ, СЕСТРА!

Собравшись с духом и все-таки выступив в роли реформатора, государство так и не сумело четко обозначить, о чем звон и где он. Это традиционная для РБ проблема: нейминг, брендинг, позиционирование. Ведь результаты всей этой затеи предстоит «продать» не только бизнес-сообществу (оно-то разберется, что к чему), но и электорату.

Слово «реформы» заездили, никаких особых реформ не проведя, о чем справедливо не раз говорил сам Лукашенко. «Либерализация»? Опять ни о чем: тоже затрепано, не указаны объект и конкретная направленность. Очень долго госСМИ и их спикеры лепили привычные фигурки из легко узнаваемого материала на тему «революции»: революционный декрет, революционные преобразования и т.п. Какая революция? Побойтесь Бога и УК РБ, не раскачивайте лодку! Мы же за стабильность, за мирное поступательное развитие!

Но самым знаковым, пожалуй, оказалось словосочетание «раскрепощение деловой инициативы», изобилующее двусмысленными подтекстами - от социальных до сексуальных. Если вы что-то раскрепощаете, логично предположить, что это нечто ранее было закрепощено. Получается, государство признало, что до сих пор насаждало крепостное право (см. отмененный декрет N9, он же «декрет о крепостном праве»), а теперь вдруг прозрело и, задрав штаны, устремилось навстречу прогрессу.

Слово - не воробей. Коль скоро глава государства сам назначил дату старта революционных преобразований по раскрепощению деловой инициативы на 1 октября, назовем это все Великая Октябрьская раскрепощюция.

Ну что, подкатываем броневик (или Lexus?), ждем указаний вождя… Стоп! Вождь не только не выказывает желания лезть на броневик, но и аккуратно дистанцируется от реформ. Правительство - коллективный разработчик пакета из 10 документов, ищущий компромисса между интересами вовлеченных в процесс, на броневик оно тоже не полезет. Бизнес-ассоциации в целом раскрепощюцию одобряют, но и они держат дистанцию: реформы половинчаты, не все учтено, нужно глубже и радикальнее и т.п. Так кто кого и для чего раскрепощает?

ВЗГЛЯД СПРАВА: УПРОСТИТЬ, А НЕ ОБЛЕГЧИТЬ

При работе над декретом «О развитии предпринимательства» акцент был сделан на административных процедурах, барьерах, рогатках и препонах. «БелГазета» два десятилетия писала про тихий и бессмысленный идиотизм бюрократического крючкотворства, поэтому устранение этих преград нельзя не приветствовать. Однако если речь идет о входе на действительно перспективный рынок, с платежеспособным спросом и красивой нормой прибыли, бизнес преодолеет эти барьеры на раз - где прыжком, где ползком.

Проект декрета унифицирует и оптимизирует требования к бизнесу со стороны пожарной безопасности, СЭС, охраны окружающей среды, ветеринарии и т.п. Удалось продвинуться по пути упрощения лицензирования: теперь лицензии потребуют лишь виды деятельности, сопряженные с риском причинения вреда государству, обществу или отдельным гражданам. Ожидается отмена 3 из 36 лицензируемых сегодня видов деятельности и 20 составляющих виды деятельности работ либо услуг. Прекратить действие лицензии или аннулировать ее сможет только суд, выдача лицензий с 1 июля 2018г. будет осуществляться исключительно в электронном виде, с размещением информации в общедоступном реестре. Наиболее популярные, по оценке Минэкономики, среди малого и среднего бизнеса (МСБ) виды деятельности вообще будут осуществляться в уведомительном порядке. Упрощаются или устраняются излишние административные процедуры. Государство обещает минимизировать свое вмешательство в дела бизнеса, сделав упор на его саморегуляцию. Все это можно только приветствовать - в том случае, если перечисленные изменения окажутся реальными, а не декларативными.

Василий Матюшевский высказался еще по одному болезненному для бизнеса вопросу - нестабильности законодательной базы, буквально пролив елей на сердца предпринимателей: «Базовые принципы документов должны быть неизменны… Любой цикл бизнес-планирования - это даже не 5, а 10-15 лет. Соответственно, все условия, начиная от макроэкономики, заканчивая регуляторикой, должны быть прогнозируемы». То есть если вводить новые нормы, то надолго: затяжной реформаторский зуд для бизнеса губительнее любых административных барьеров. Это первая зона риска для нынешнего либерализационного пакета.

Вторая - предполагаемый проектом декрета запрет на введение новых налогов и повышение их ставок до 2020г. Характерно, что власть не согласилась облегчить налоговое бремя для бизнеса, даже несмотря на то, что существует практика латания фискальных дыр иными видами сборов и платежей. Приключившаяся в начале августа полемика Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского (БСПН) и Белорусского союза предпринимателей (БСП) с властями хорошо иллюстрирует опасения бизнеса относительно фискальной политики: изменения в Налоговый кодекс 2018г., предложенные БСПН и БСП, тогда были проигнорированы.

Справка «БелГазеты». Среди предложений бизнес-союзов фигурировали переход на уплату налогов по факту поступления выручки, но не позднее 60 дней со дня отгрузки; снижение ставки НДС хотя бы на 2 п.п., до 18%; упразднение права местных советов применять повышающие коэффициенты к земельному налогу и налогу на недвижимость с объединением последних в имущественный налог; повышение порога упрощенной системы налогообложения (УСН) до уровня, сопоставимого с российским, и т.п.

В общем, экономический блок правительства настроен упростить ведение бизнеса, а не облегчить его положение. Бизнес же явно изможден фискальным бременем, вымыванием оборотных средств и общим снижением конкурентоспособности. Ох, недаром лозунг снижения налогов и фискальной реформы так популярен сейчас в США и Западной Европе! Неужели он не актуален для Беларуси? Тем более что предпринимательское поголовье продолжает снижаться, пусть и не столь стремительными темпами, как в 2015-16гг.

Справка «БелГазеты». По данным Белстата, на 1 августа 2017г. в РБ действовало 140,4 тыс. юрлиц и 245,4 тыс. ИП. По сравнению с 1 августа 2016г. количество зарегистрированных юрлиц уменьшилось на 1,1%, ИП - на 2,4%, с начала года - соответственно на 1,6% и 0,9%.

ВЗГЛЯД СЛЕВА: В ЛЕС И ПО ДРОВА

А что «человек простого труда», к которому так любят апеллировать должностные лица разного калибра? По большому счету, кроме указа N337 «О регулировании деятельности физлиц», власти предложить ему нечего. Не завершен сюжет и с тунеядским декретом N3, хотя во время недавней онлайн-конференции на БТ замминистра труда и соцзащиты Валерий Ковальков поведал, что документ «претерпевает коренную реконструкцию, сейчас он готовится в абсолютно новой редакции, изменяется не только смысл декрета, но даже его название. Планируется, что он будет называться «По содействию занятости» и будет направлен на то, чтобы органы власти оказали максимально возможное содействие желающим работать, чтобы человек мог работать или был трудоустроен на какое-то рабочее место».

Стоит иметь в виду, что сокращения на промпредприятиях будут идти и далее - во-первых, чтобы отчитаться к концу года о 500 у.е. средней зарплаты; во-вторых, потому что так и не решена проблема реструктуризации госсектора, хотя ее решение опять же чревато сокращениями. Белстат утешает тем, что в июле прием работников организациями уже превысил увольнение. Да, есть такое - превысил аж на 0,1% среднемесячной численности.

Справка «БелГазеты». По данным Белстата, в июле 2017г. организациями (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) принято на работу 65,3 тыс. человек (2,2% среднемесячной численности), уволено 63,7 тыс. (2,1% среднемесячной численности). Коэффициент замещения работников в июле 2017г. составил 1,025 против 0,983 в июле 2016г. В экономике РБ в июле было занято 4345,7 тыс. человек, что на 1,1% меньше, чем в июле 2016г. Численность зарегистрированных безработных на конец августа составила 29,7 тыс. - 0,7% от численности рабочей силы.

Армия реальных или потенциальных тунеядцев, таким образом, будет постоянно подпитываться промсектором. Не факт, что все потерявшие работу ранее, ушедшие из ИП или самозанятые нелегально отправятся пилить дрова и класть плитку в рамках указа N337. Что они выигрывают от указа, кроме возможности работать без регистрации ИП? Кто будет потребителем их услуг b2c - такие же нищеброды? Так что социальная база протестов, скорее всего, останется.

Собственно, она и не исчерпывается целевой группой декрета N3, со свойственным чиновникам остроумием названной «тунеядцами». Причиной весенних протестов населения был не столько сам декрет, сколько общее падение уровня жизни. И сегодня даже вполне официальная статистика со всеми присущими ей оговорками фиксирует рост количества малообеспеченных граждан, чьи среднедушевые располагаемые ресурсы не превышают бюджета прожиточного минимума (BYN186,1).

Справка «БелГазеты». Если в I полугодии 2016г. уровень малообеспеченности оценивался Белстатом в 5,5%, то за аналогичный период 2017г. он вырос до 6%. Таким образом, к малообеспеченным следует отнести почти 570 тыс. человек.

Пока государство в основном посылает их в лес и по дрова - в самозанятые в рамках указа N337, в МСБ. Примерно той же точки зрения придерживается экспертное сообщество, указывая на пример Минска и Минщины: мол, там количество малообеспеченных растет не столь быстро. Почему? Конечно, из-за МСБ! Скорее, все наоборот: везде, где есть достаточное количество платежеспособных потребителей, МСБ заводится сам собой, по естественным причинам, заодно снижая количество малообеспеченных и повышая уровень жизни. Зато в бедную и малолюдную глубинку его приходится заманивать преференциями и указами.Справа Великая Октябрьская раскрепощюция по-белорусски упирается в фискальную политику государства и падение спроса. Слева она натолкнется на невозможность запихать всех тунеядцев в МСБ - на «пенсионные ловушки», на контрактную систему, на необходимость реформы соцобеспечения. Все это будет усиливать социальную напряженность и способствовать росту трудовой миграции. Не факт, что массовые волнения февраля-марта 2017г. повторятся в полном масштабе уже нынешней осенью. Но очевидно, что предпосылки для них остаются, и, прежде чем их ликвидировать, нужно сначала осознать, как и почему они сформировались.

 

Добавить комментарий
Проверочный код