Воскресенье, 22 Октября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Указ N376 декларирует уход от плановых проверок, сокращение контрольных органов, проведение проверок без приостановления бизнеса и т.д. Чтобы это значило?
введут новые основания для проверок
ничего, функции КГК не урезаны
из 1703 контрольных органов останется 1700
задания по штрафам не отменены
ничего, суть госсистемы РБ - тотальный контроль
для бизнеса наступают райские времена
№38 (1114) 3 октября 2017г. Экономика

Конкурентонеспособность-2018

07.10.2017, Ярослав Романчук

Кто воспользуется плодами IV промышленной революции

Всемирный экономический форум (ВЭФ) представил очередной доклад о состоянии конкурентоспособности в мире (Global Competitiveness Report 2017-18). В этому году эксперты пытаются ответить на вопрос, какие факторы обеспечивают долгосрочный экономический рост и приводят к повышению благосостояния.

Свои выводы эксперты делают на основании анализа более сотни индикаторов на протяжении более 40 лет. «Рост создает ресурсы, необходимые для улучшения образования, здравоохранения, безопасности, а также повышения доходов», - утверждают авторы доклада. Значит, важно настроить институты, механизмы и драйверы экономического роста.

Ответ подсказывает другой доклад, опубликованный в конце сентября канадским институтом Фрейзера, - «Экономическая свобода мира 2017». На основании наблюдения почти за 160 странами мира в период 1990-2015гг. эксперты установили, что в 25% самых свободных стран мира среднегодовые темпы роста за эти годы составили 3,35% ВВП, а в 25% самых несвободных стран мира - только 1,66% ВВП. В 2015г. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составил $42463 в 25% самых свободных стран и только $6036 - в 25% самых несвободных стран.

В отличие от своих канадских коллег эксперты ВЭФ делают гораздо больший акцент на распределении, чем на экономической свободе. Они видят более существенную роль государства в контексте IV промышленной революции, чтобы продолжать получать пользу от глобализации не только кучке людей при деньгах и власти: «Нам нужно сместить акценты в дискуссиях об экономической политике и интервенционизме для раскрепощения производительности труда, чтобы обепечить рост благосостояния для всего общества путем одновременного решения проблемы экономического роста и социальной инклюзивности на этапе формирования экономической политики».

По мнению авторов доклада ВЭФ, обеспечение экномического роста сегодня усугубляется 4 факторами: структурными искажениями, т.е. наличием предприятий, продукция которых не нужна потребителям; разрушительным действием новых технологий; необходимостью обеспечить большую экономическую инклюзивость и неопределенностью глобализации.

10 ЛЕТ ТОПТАНИЯ НА МЕСТЕ

Авторы доклада определяют конкурентоспособность, как набор институтов, мер экономической политики и факторов, которые определяют уровень производительности в экономике, которая, в свою очередь, определяет уровень благосостояния в экономике. Доклад этого года вышел через 10 лет после начала финансового кризиса. Центробанки закачали в мировую экономику $14 трлн. ликвидности. Правительства увеличили долги на триллионы долларов. Власти национализировали тысячи предприятий, предоставили индульгенции для тысяч коммерческих структур, поставили на уши всю монетарную систему, переведя ее в режим работы при отрицательных ставках процента.

Государственные интервенционисты прилежно выполняли рекомендации mainstream экономических теоретиков, которые видели спасение экономики и выход ее на тракеторию долгосрочного экономического роста именно в увеличении роли, места и присутствия государства в экономике. Мол, это животные силы капитализма привели к глобальной рецессии, а нам сегодня нужно набросить на них намордник госрегулирования, налогов и кредитной-денежной политики. Тон в определении содержания антикризисной политики задавали ведущие университеты англосаксонского мира, а также их выпускники из МВФ, Всемирного банка, ОЭСР и Евросоюза. ВЭФ так диагностирует результат их работы: «Финансовый сектор остается уязвимым. Индикаторы глобальной конкурентоспособности по надежности банков не вышли на докризисный уровень. Появились новые источники уязвимости, как, например, рост частного долга в развивающихся экономиках, рост нерегулируемых рынков капитала. Сегодня у правительств есть меньшая свобода маневра, чем 10 лет назад, чтобы справиться с очередным кризисом».

Крупнейшие мировые банки остаются слишком-большими-чтобы-обанкротиться. Если в 2006г. топ-30 банков мира обладали активами на $30 трлн., то сегодня у них $43 трлн. - и концентрация продолжает увеличиваться в США, Китае и отдельных европейских странах.

ОПЯТЬ КОСТЛЯВАЯ РУКА ГОСУДАРСТВА

ВЭФ считает, что для внедрения технологий IV промышленной революции необходимо адекватное предложение денежных ресурсов и их направление на поддержку самых инновационных и продуктивный идей. На ключевые вопросы - кто, на основании каких критериев, за чьи деньги и под чью ответственность будет осуществлять этот выбор - ВЭФ не отвечает. Интеграция плодов IV промышленной революции становится новым флагом, под которым порочная связка «государства - ученые - номенклатурный бизнес» распределяет чужие деньги и ресурсы. Сегодня резко возрос спрос на продукт под названием «научный товар». На фоне гениальности и по-настоящему прорывных технологий поднялась волна мутных персонажей, наперебой предлагающих научные чудеса, суперпрорывные технологии, обещая и работников защитить, и гибкий рынок труда обеспечить, и экономический рост со справедливым распределением сбалансировать. К источникам финансирования дорываются не настоящие ученые, а те, кто предлагает научный продукт под написанные понятным бюрократам языком прожекты.

РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 2018

Самой конкурентоспособной страной мира остается Швейцария, на второе место поднялись США, а тройку замыкает Сингапур. Из постсоветских стран лучший показатель у Эстонии - 29-е место. Эстонцы добились максимального показателя (100 баллов) по качеству макроэкономической политики, обеспечили высокие показатели по здравоохранению, образованию и технологической готовности.

На высоком 35-м месте оказался Азербайджан. Россия заняла 38-е место, чуточку опередив Польшу (39-е). Продолжает опускаться в рейтинге Италия (43), Грецию уже впору записывать в группу новых развивающихся стран - тех, которые одной ногой зашли в группы развитых, но из-за грубых ошибок правительства опять скатились вниз.

Самым слабым компонентом среди факторов конкурентоспособности постсоветских стран является наличие потенциала для инноваций. Мировым лидером здесь является Америка - 100 баллов. Для сравнения: у России - 37,4, Украины - 21,1, Казахстана - 13,4, Литвы - 33,3, Латвии - 28,2, Эстонии - 39,1.

* * *

В Беларуси по-прежнему не проводятся опросы бизнеса и экспертного сообщества по методологии ВЭФ. Но есть другие опросы, которые позволят примерно представить, где наша страна могла бы быть в мировом рейтинге конкурентоспособности. Если в 2016г. Беларусь была примерно на 84-м месте, то в индексе т.г. у нас есть все основания для занятия 78-го. У нас сохраняются серьезные проблемы с качеством институтов развития и роста, в первую очередь с институтом частной собственности. До сих пор не дотягивает до мировых стандартов макроэкономический контекст. Рынок труда отличается зарегулированностью и дефицитом гибкости. При доминации госпредприятий страдает эффективность товарных рынков. Зародышевое состояние финансового рынка также не может считаться нашей сильной стороной.

Проблема белорусских полисимейкеров не в том, что они сомневаются, чьим советам и рекомендациям отдать предпочтения. Они практически ничего нового не читают, не анализируют и не принимают во внимание. Поэтому решения принимаются не с учетом данных доклада ВЭФ о глобальной конкурентоспособности или Института Фрейзера об экономической свободе, а на основе конспектов научного социализма и критики буржуазных учений образца 1975г.

СТРАНЫ В ИНДЕКСЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 4.0 2017/2018*

Фундаменты конкурентоспособности 1-6 (номинальные результаты)

Место Страна Стимулирующая среда Человеческий капитал 
1­й фундамент: институты 2­й фундамент: инфраструктура 3­й фундамент: технологическая готовность  4­й фундамент: макроэкономи­­­ 5­й фундамент: здоровье 6­й фундамент: образование
ческий контекст и навыки
1 Швейцария 87,9 94 81,7 90,2 100 98,9
2 США 82 94,1 74,8 73,7 87,5 94,5
3 Сингапур 97,2 100 89,9 58,6 100 81,7
4 Нидерланды 92,6 96,1 78,: 89,1 96,5 95,7
5 Германия 81,1 97,3 70,8 93,8 95,4 97,9
6 Гонконг 87,7 92 84,5 100 100 80,8
7 Швеция 88,2 84,8 91,9 100 99,7 97
8 Британия 87,6 93 81,5 78,8 96,7 88,6
12 Дания 86 86 88,2 96,6 94,5 100
13 Н. Зеландия 100 73,9 74,4 100 96,4 97,5
22 Франция 68 95,8 73,3 82,8 98,7 74,2
24 Ирландия 78,4 72,6 67 77,7 97,8 88,4
26 Ю. Корея 62,3 89,3 100 93,2 99,2 73,8
27 Китай 53,7 73,2 63,2 95,3 87,1 56,3
29 Эстония 71,9 70,7 82,6 100 87,9 84
31 Чехия 52,2 81,1 64,8 98,3 90,9 78,9
33 Чили 58,7 70,9 51,8 99,4 94 66,9
35 Азербайджан 53,6 60,8 53 44 74,7 64,6
38 Россия 43,2 65,7 72,2 78,1 67,3 68,6
39 Польша 48,2 74,8 52,1 83,7 88 76,5
40 Индия 52,3 51,4 14,8 72,1 54,9 36,6
41 Литва 54,6 59 77 98,1 80,3 68,8
43 Италия 44,8 85,4 57,2 71,3 99,7 70,4
49 Болгария 41,2 61,5 68,9 82,4 80,7 59,1
54 Латвия 43,7 63,6 77,8 97,3 81,3 69
57 Казахстан 47,9 54,8 63,2 29,4 66,7 68
67 Грузия 53,5 51,4 58,4 96 75,4 69,6
73 Армения 45,3 46,9 53 77,7 79,6 59,7
78 Беларусь** 48,6 62,9 57,1 34,7 71,6 70,9
81 Украина 31,3 54,2 47,4 25,6 70,5 72,3
87 Греция 34 71,7 54,4 40,5 97,2 75,1
89 Молдова 34,2 46,1 62,2 84,1 77,6 52,9
102 Кыргызстан 42 30,7 41,3 93,4 66,6 49,7



СТРАНЫ В ИНДЕКСЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 4.0 2017/2018*

Фундаменты конкурентоспособности 7-12 (номинальные результаты)

Общий балл.Шкала 0 ­ 100 Страна Рынки Инновационная экосистема 
7­й фундамент: эффективность товарных рынков 8­й фундамент: 9­й фундамент: развитие финансового рынка 10­й фундамент: размер рынка 11­й фундамент: динамизм бизнеса 12­й фундамент: потенциал для инноваций
функциониро­
вание рынка
труда
88,8 США 62,3 99 100 98 100 100
87,1 Британия 72,7 91 95,2 77,2 92,1 91,3
87 Швейцария 80,2 94,2 92,8 58,7 82,9 82,1
86,4 Германия 68,5 77,8 79,8 82,1 95,1 96,7
85,9 Сингапур 100 94,1 81,8 64,1 85,7 77,4
85,6 Нидерланды 77 81,2 78,6 67,5 92,! 82,1
85,1 Швеция 76,6 61,4 88,6 57,4 94,2 80,8
84,8 Гонконг 87,4 90,5 87,5 64,5 87,8 55,2
84,2 Дания 64,4 95,7 82,7 50,9 90,7 74,5
81,1 Н. Зеландия 66,9 100 75,3 44 90,3 55
78,4 Ю. Корея 50,2 53 80,5 73,3 81 85,3
74,8 Ирландия 71,7 90,3 48,2 56,1 88,7 60,3
77 Франция 70,3 44,5 74,6 77,1 78,4 86,7
70,5 Эстония 75,7 63,1 62,3 30,3 78,2 39,1
68,5 Чехия 65,3 45,7 63,2 56,6 78,4 47,1
67,1 Китай 55,5 33,9 60,1 100 70,5 56,3
64,9 Чили 58,4 59,1 66,3 55 69,6 28,6
64,4 Италия 60 26,7 45,1 74,2 72,7 64,9
63,3 Польша 63,7 46,3 55,6 67,2 67,3 36,8
61,6 Литва 65,6 48,1 45,3 39,3 70 33,3
61,1 Латвия 63,6 59,6 47,6 32 69,8 28,2
58,9 Россия 55,2 39,7 32,2 79,8 67,6 37,4
56,5 Болгария 59,4 52,5 33,6 44,7 63,5 30,3
56,4 Грузия 60,1 65 46,7 28,5 61,3 10,9
53,3 Азербайджан 63,1 52,1 38,3 44,8 71,7 18,6
52 Казахстан 52,1 65,7 33,2 55,2 73,8 13,4
51,8 Армения 56,6 62,9 33,6 23 65,8 17,3
51,3 Греция 47,3 28,3 22,7 50,2 64,5 30,4
48,9 Индия 26,1 37,7 45,5 89,7 63,3 41,7
47,8 Беларусь** 46,5 34,6 29,4 38,2 52,5 22,1
47,2 Молдова 55,4 37,5 22,3 21,1 62,5 10,1



* В Индексе 2017/18гг. ­ 137 стран

** Оценка НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия»

Источник: The Global Competitiveness Report 2017­2018. Сентябрь, 2017

 



Добавить комментарий
Проверочный код