Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Считаете ли вы Беларусь социальным государством?
нет, у меня в месяц доход меньше бюджета прожиточного минимума (BYN197,81)
да, у меня доход больше BYN197,81
нет, я с трудом дотягиваю до зарплаты
нет, я не работаю в силовых структурах и вертикали
да, я получаю пособия и выплаты на детей
мне плевать на государство - я работаю в «серую»
№37 (1113) 26 сентября 2017г. Тема недели

Путём Топузидиса

28.09.2017, Кирилл Нежданский

Подписан указ «О развитии торговли, общепита, бытового обслуживания»

Указ N345 «О развитии торговли, общепита, бытового обслуживания» - самое бедовое дитя белорусской либерализации по-малому. Документ, вступающий в силу с 1 января 2018г. сроком на 5 лет, обсуждали больше других либерализационных мер и, честно говоря, у всех СМИ он уже сидит в печенках, хотя цели, преследуемые указом, - самые что ни на есть благородные. Увы, дорога к нынешнему экономическому кризису тоже сплошь вымощена благими намерениями 2000-х гг.

Путём Топузидиса
Малый и средний бизнес, в соответствии с указом N345, проследует тем же маршрутом, что и Павел Топузидис, но в льготном режиме
  Фото: tut.by

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Первое, что сказал глава МАРТ Владимир Колтович, комментируя БелТА принятие указа 22 сентября, это краткое описание причин, вызвавших документ к жизни: «Последние годы мы наблюдаем сокращение количества магазинов, объектов общепита и бытового обслуживания населения в малых городах и на селе. МАРТ как госорган, регулирующий эту сферу деятельности, обеспокоен такой тенденцией. Мы должны сохранить гарантированное и достойное обслуживание в сельской местности - по качеству, цене и ассортименту».

Туда же - в сельскую местность, в глубинку, - президент Александр Лукашенко уже дважды (сперва осенью 2014г., затем 8 сентября 2017г.) настойчиво направлял известного ритейлера Павла Топузидиса, причем с той же целью. Получается, малый и средний бизнес (МСБ), в соответствии с указом N345, проследует тем же маршрутом, что и Топузидис, но в льготном режиме.

Идеологию документа Колтович описал тезисно, зато очень выразительно: «Конкуренция - везде, где возможно; госрегулирование - там, где необходимо… Мы предлагаем дать сигнал обществу: созданы условия - простые и понятные. Дело за вами - работайте: на себя, на свою семью. Самозанятость в малых городах, где не так много возможностей по созданию новых рабочих мест, должна иметь мультипликативный эффект: открыл свое дело - стал на ноги - нанял соседа - дал ему работу и доход». Получается такой социально ориентированный многоуровневый (МLM) маркетинг: жители глубинки оказывают друг другу услуги, продают товары, создают рабочие места и т.п., суммарно формируя некую пирамиду экономической самодостаточности.

Справка «БелГазеты». Указ N345 трактует термин «сельская местность» как населенные пункты с населением до 2 тыс. человек, «средние и малые городские поселения» - с населением 2-10 тыс. Юрлица и ИП, осуществляющих в сельской местности розничную торговлю, общепит, бытовые услуги, а в малых городах - общепит и бытовые услуги, будут пользоваться льготами: пониженными ставками налога на прибыль (юрлица) и подоходного налога (ИП) в размере 6%, а ИП - плательщики единого налога - ставкой в размере 1 базовой величины в месяц; освобождением от НДС, налога на недвижимость, земельного налога (арендной платы) за участки госземли, используемые под размещение объектов торговли, общепита и бытового обслуживания; правом приобретать недвижимость без аукциона по рыночной стоимости, продавать алкогольные напитки на селе в магазинах вне зависимости от торговой площади (юрлица - и в автомагазинах при согласовании маршрута и ассортимента).

Хорошо, что компетенции по определению территорий, на которые будут распространяться нормы указа, делегируются на места - областным советам. Делегирование и полномочий, и ответственности на территориально-административный уровень - первый шаг к сбалансированному развитию регионов. «На местах всегда виднее, что нужно делать для развития и как этому можно поспособствовать», - философски заметил Колтович.

Начальник управления торговли, промкомплекса и АПК МАРТ Виолетта Брезовская уже пообещала, что министерство развернет мощную разъяснительную кампанию по указу N345, «чтобы советы депутатов быстрее определились»: «Чтобы предприниматели могли воспользоваться льготами, местные органы власти должны определить перечень территорий, на которые будет распространяться действие указа». Учитывая тесные, но традиционно неоднозначные отношения властей и бизнеса на местном уровне, процесс раскачки на местах действительно может затянуться. Поэтому и информационная кампания, и иные способы растормошить глубинку, чтобы интенсивней работала локтями и челюстями, вполне уместны.

ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАКОНЕ

Еще один важный итог, с которым МАРТ подходит к 1 октября (дате полной и безоговорочной либерализации, намеченной президентом), - обновленная редакция закона «О госрегулировании торговли и общепита в РБ», уже размещенная на сайте министерства для общественного обсуждения. Между прочим, в 2013-14гг., когда готовилась и принималась нынешняя редакция, многие ритейлеры предупреждали: это ненадолго, придется пересматривать.

Новая редакция наглядно иллюстрирует специфику проходящей сейчас в РБ либерализации по-малому. Брезовская уже анонсировала упрощение используемой законом терминологии: «Упраздняются такие понятия, как ассортиментный перечень продукции общепита, т.е. рестораны, кафе будут сами определять, какие блюда предлагать посетителям, исходя из предпочтений последних… Нет необходимости это регулировать». Постоянные читатели «БелГазеты» помнят: к этому итогу - заведение само определяет, чем кормить посетителей, - белорусская HoReCa шла (терминологически точнее - «ползла») четверть века.

Или вот еще инновации - «планируется ввести несколько новых терминов: администрация ТЦ, администрация рынка, продтовары, торговая премия (бонус), услуги по продвижению товаров». Парадокс в том, что описываемые этими терминами явления вполне себе существовали и до новой редакции закона, причем минимум 10-15 лет на эти темы активно высказывались игроки рынка и СМИ.

Столько же лет общество и медиа обсуждали взаимоотношения поставщиков и ритейлеров: кто прав, кто виноват, что делать, кому платить и когда. Однако только нынешнее руководство МАРТ заметило, что «ни торговые сети, ни производители не размещают информацию об условиях заключения с контрагентами договоров о поставках продтоваров». Сейчас, по словам Брезовской, и тех и других обяжут обеспечить присутствие сведений об условиях выбора контрагента на корпоративных сайтах.

Еще более застарелым и ожесточенным является конфликт ритейлеров и поставщиков о сроках расчета. Пару раз к его разрешению подключали даже президента. Нынешняя редакция закона только обострила противоречия. «Мы получали обращения субъектов хозяйствования о том, что из-за жестких сроков оплаты, установленных в законе, вымываются оборотные средства торговли, - пояснила Брезовская. - Например, срок годности товара более 30 дней, он еще не продался, но за него необходимо заплатить в течение 45 дней. Бизнес предлагает прописать норму, что если срок годности товара более 30 дней, то срок оплаты устанавливается по соглашению сторон». Ох, ну неужели нельзя было достигнуть этого компромисса раньше?

Из новой редакции закона МАРТ намерен исключить норму, жестко фиксирующую сроки оплаты за поставленные продтовары. Как подчеркнула начальник управления торговли, «это не говорит о том, что это не будет регулироваться. В случае, если данное предложение будет поддержано, после принятия поправок в закон, будет принято соответствующее постановление правительства. С учетом практики применения закона». Регулятор явно настроен, что называется, «идти от жизни», как это обычно рекомендует глава государства.

На десерт - еще несколько плодов либерализации. Упраздняется процедура административного согласования режима работы торговых объектов (кроме работающих с 23.00 до 7.00), вводится уведомительный принцип начала работы. Ритейлеры теперь будут самостоятельно рассчитывать свою долю в розничном товарообороте на основании данных Белстата, и если она превысит 20%, до публикации статистики за следующий отчетный период (год) им запретят наращивать торговые площади.

Добавить комментарий
Проверочный код