Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Считаете ли вы Беларусь социальным государством?
нет, у меня в месяц доход меньше бюджета прожиточного минимума (BYN197,81)
да, у меня доход больше BYN197,81
нет, я с трудом дотягиваю до зарплаты
нет, я не работаю в силовых структурах и вертикали
да, я получаю пособия и выплаты на детей
мне плевать на государство - я работаю в «серую»
№37 (1113) 26 сентября 2017г. Тема недели

Манна небесная

28.09.2017, Ярослав Романчук

Либерализация поползла

Закончился «Запад-2017», и президент РБ начал порционно радовать национальное предпринимательство указами о раскрепощении деловой инициативы и снятии барьеров для развития бизнеса. Дело, безусловно, правильное, декларируемые цели достойны поддержки. Указ N345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» от 22.09.2017г., указ N338 от 19.09.2017г. «О налоговом консультировании», указ N337 от 19.09.2017г. «О регулировании деятельности физических лиц» - это прелюдия к самому основному документу, который должен радикально снизить регуляторные и транзакционные издержки бизнеса.

Манна небесная

СПИСОК ДОБРЫХ ДЕЛ И ЧИНОВНИКИ

Анонс декрета о создании благоприятных условий для развития предпринимательства от Александра Лукашенко излучает оптимизм и надежду: «Мы даем большую свободу нашему бизнесу. Беспрецедентную свободу и льготы - идите работайте. С другой стороны - жесточайшая ответственность за нарушения». Трудно сказать, будет ли соблюден баланс между свободой и ответственностью. Практика правоприменения в Беларуси традиционно отличается фаворитизмом в пользу бюрократии. Без четких критериев того, что такое «полная свобода», без однозначно трактуемых рамок ответственности предприниматели могут не почувствовать обещанного радикального и кардинального улучшения условий производства товаров и услуг.

Лукашенко пригрозил: «Не дай Бог, мы нагородили каких-то норм, которые не дадут результата. Этого быть не должно! Пыль в глаза пускать никому не надо». Ссылки на Бога чиновников явно не впечатляют. Им уже неоднократно обещали и головы поотрывать, жэстачайше наказать за головотяпство и казнокрадство. А все без толку.

Президент также потребовал «убрать все лишнее, что мешает работе людей, предприятий, но контроль должен оставаться», уйти от плановых проверок, ввести ответственность контрольных органов за проведение проверок без причины, повысить транзитную привлекательность страны за счет улучшения качества работы в пунктах пропуска на границе, расширить сферы применения электронных процедур, включить представителей бизнеса в систему принятия решений по экономической политике через Совет по развитию предпринимательства - такой список добрых дел мог бы быть на столе у Лешека Бальцеровича или Марта Лаара.

Глава государства не обошел стороной самую жгучую проблему белорусского бизнеса - налоги. Пока нет решений по снижению налоговой нагрузки, но есть указ по налоговым консультантам. С точки зрения президента, этот документ направлен на снижение издержек налогового администрирования, усиление защиты производителей товаров и услуг от произвола и вымогательства налоговых контролеров. Опять же цели самые благородные, но пока потока благодарственных писем от представителей малого, среднего бизнеса и ИП нет. Не разобрались, не прониклись еще, очевидно. Сам Лукашенко видит ловушки практики правоприменения. На встрече с министром по налогам и сборам Сергеем Наливайко он так высказал свои опасения: «У нас есть налоговые инспекции, которые так или иначе что-то подсказывают, консультируют... Чтобы мы не легализовали платную деятельность ваших подчиненных, и они за это еще будут деньги брать, а потом забудут, что люди государственные, что надо на государство работать. А пойдут за деньги консультировать, еще подталкивать, проталкивать кого-то, и мы вот таким образом легализуем эту жульническую деятельность».

Опасность злоупотреблений коммерческой деятельностью чиновников весьма велика. Сегодня многие органы госуправления уже оказывают коммерческие услуги под благородным предлогом улучшения качества госуслуг и снижения для граждан издержек обращения с органами власти. Формально такие помощники исполкомов, министерств и ведомств - частные структуры. Но не обычные. Они созданы людьми, которые имеют доверительные отношения с руководителями этих структур. Сложно себе представить, чтобы на их месте оказался обыкновенный малый бизнес без номенклатурных связей. Органы госуправления обрастают конторами, которые в своей ценовой политике ведут себя, как продавцы попкорна в кинотеатрах или кофе в аэропортах.

Конфликт интересов в том же Минналогов и сборов после принятия указа о налоговых инспекторах никуда не делся. С одной стороны, вполне разумно ставится задача помощи налогоплательщикам в правильной уплате налогов, с другой - никто не отменял планы по наполнению бюджета. До сих пор в бюджете есть строка «поступления от штрафов». Качественная работа налоговых консультантов в идеале должна была бы привести к обнулению бюджетных поступлений по ней. Какие конкретно указания будут главными - выполнить план по поступлению штрафов или искоренить налоговые ошибки - сегодня трудно сказать.

Беларусь - не Сингапур или Швеция, где эффективно работают механизмы отделения функций государства и бизнеса, где существуют жесткие правила прозрачности и подотчетности. Лукашенко только декларировал необходимость разделения регуляторной, законодательной, коммерческой и контрольной деятельности. Законодательного оформления эта декларация пока не получила. Если по пакету документов по развитию предпринимательства номенклатура показала всю свою мощь и непроходимость для инновационных идей, то можно себе представить степень ее мобилизации при рассмотрении проектов документов, которые бы строго и однозначно отделяли госслужащих от коммерции. В уже принятых указах президента предостаточно нормативных крючков для реализации номенклатурой своих административных и коммерческих интересов.

ЧТО БУДЕТ С ПРИДАТКОМ?

Александр Лукашенко пообещал бизнес-сообществу поддержать еще одну важную его инициативу. Сегодня Совет по развитию предпринимательства представляет собой жалкое зрелище. Способ его формирования, состав и место в системе принятия решений превратили Cовет в аморфный придаток правительства. Ни орган госуправления, ни полноценный аналитический центр, ни общественная организация, а место, через которое влиятельные бизнесмены могли решать некие свои узкокорпоративные решения, а чиновники - имитировать диалог с бизнесом.

Президент обещал изменить состав Совета, расширить его полномочия, наделить его правом рассматривать и согласовывать проекты нормативных правовых актов, влияющих на предпринимательскую деятельность. Этот обновленный орган получит право напрямую вносить предложения по совершенствованию законодательства в Минэкономики и Совмин. В таком режиме Совет по развитию предпринимательства имеет шансы стать значимой структурой по адвокатированию национального предпринимательства и экономики в целом. Понятное дело, чиновники не будут молча взирать на то, как некий орган забирает у них, пусть и небольшую, часть полномочий. Поэтому, вероятно, работа Совета будет регламентирована процедурами, сдержками со стороны Совмина и других министерств. Тем не менее для продвижения рекомендаций Национальной платформы бизнеса Совет может быть важной дополнительной диалоговой площадкой.

Добавить комментарий
Проверочный код