Воскресенье, 22 Октября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Указ N376 декларирует уход от плановых проверок, сокращение контрольных органов, проведение проверок без приостановления бизнеса и т.д. Чтобы это значило?
введут новые основания для проверок
ничего, функции КГК не урезаны
из 1703 контрольных органов останется 1700
задания по штрафам не отменены
ничего, суть госсистемы РБ - тотальный контроль
для бизнеса наступают райские времена
№37 (1113) 26 сентября 2017г. Общество

Двоечники судят отличников?

27.09.2017, Виктор Федорович

«Оценивать качество решений берутся следователи без экономического образования»

Концовка судебного разбирательства по делу бывших первого замминистра транспорта и коммуникаций Евгения Рогачева, первого замначальника БелЖД Владимира Михайлюка
и замгендиректора ГП «Белинтертранс» БелЖД Владислава Лембиевского получилась скомканной.

Двоечники судят отличников?
У суда что-то пошло не так: оглашение приговора по делу трёх бывших первых замов, отсидевших в СИЗО КГБ и МВД 22 месяца (на фото Евгений Рогачёв), внезапно перенесено
  Фото: Василий Семашко

5 сентября, когда очередь сказать свое последнее слово дошла до последнего обвиняемого - Владислава Лембиевского (см. «БелГазету» N35 от 12 сентября), судья объявил перерыв. 18 сентября заседание длилось всего три минуты. Лембиевский высказался и судья Игорь Любовицкий удалился в совещательную комнату, предварительно сообщив, что оглашение приговора состоится 29 сентября. Вечером минувшей пятницы стало известно, что совещательную комнату судья покинет 6 октября. Велика вероятность, что трио бывших первых замов, отсидевших в СИЗО КГБ и МВД 22 месяца, после оглашения приговора отправятся по домам. С судимостью или оправданными?

Гособвинитель настаивает, что они виновны, но не настолько, чтобы их отправлять в колонию. Владимира Михайлюка он предложил наказать лишением свободы сроком на 4 года с конфискацией имущества, Евгения Рогачева - на 4 года без конфискации имущества, Владислава Лембиевского - на 3 года также без конфискации имущества. Всех - «без реального отбывания лишения свободы с отсрочкой на 3 года». Также прокурор просил всех обвиняемых лишить права занимать руководящие должности сроком на 5 лет. Рогачев, Михайлюк и Лембиевский в первый день процесса заявили, что свою вину полностью не признают и на протяжении 5 месяцев доказывали свою невиновность.

Процесс начался 14 апреля, позади почти 90 судебных заседаний, в ходе которых были исследованы 128 томов уголовного дела, допрошены десятки свидетелей и 24 бывших механика рефрижераторных секций депо Молодечно, которых следствие признало потерпевшими. В обвинении отмечалось, что в результате преступных действий бывших замов были нарушены их «конституционные права на труд, выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием».

Владимир Михайлюк

В ЧЁМ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В фабуле обвинения отмечается, что «гендиректор «Белинтертранс», а с 3 января 2013г. первый замминистра Рогачев, войдя в преступный сговор с учредителем и собственником частного предприятия «Сифуд-Сервис» Петрукевичем, организовал совершение преступления, действуя группой лиц по предварительному сговору с первым замначальника БелЖД Михайлюком и замгендиректора Лембиевским, которых вовлек в совершение преступления, умышленно вопреки интересам службы из иной личной заинтересованности совершил действия с использованием служебного положения, повлекших причинение существенного вреда гражданам, государству и общественным интересам, а также тяжкие последствия. …Петрукевич с 5 ноября 2010г. по 15 октября 2015г. разработал и осуществил преступный умысел для получения на выгодных условиях в распоряжение «Сифуд-Сервиса» подвижного состава БелЖД, предназначенного для перевозки скоропортящихся грузов. Преследуя выгоду для предприятия и в целях личного обогащения, он склонил к совершению преступления Михайлюка и Рогачева, который вовлек в преступную деятельность Лембиевского. При этом Петрукевич использовал дружеские отношения с семьей Михайлюка и дружбу с Рогачевым».

И еще несколько моментов для понимания ситуации. В январе 2011г. Рогачев - в то время директор ГП «Белинтертранс» - заключил с фирмой Петрукевича договор транспортной экспедиции. В последующем, когда в январе 2013г. он занял должность первого замминистра транспорта, опять же в сговоре с Михайлюком, Рогачев издал приказ о расформировании 10 рефрижераторных секций вагонного депо Молодечно. Освободившиеся дизель-генераторные вагоны были переданы логистическому центру «Белинтертранс», который их и фитинговые платформы (тележки) использовал по договору транспортной экспедиции с УП «Сифуд-Сервис». Частник в свою очередь обеспечил сцепы рефрижераторными контейнерами и платил комиссию за пользование имуществом БелЖД. Преступная роль Лембиевского свелась к тому, что он, имея доверенность, подписал один из договоров с «Сифуд-Сервисом», а в 2015г. ввел в заблуждение гендиректора «Белинтертранса», подсунув ему на подпись дополнительное невыгодное для госпредприятия соглашение к договору с частной фирмой.

Такова в кратном изложении позиция обвинения, опиравшегося на акт проверки Комитета госконтроля. Проверяющие пришли к выводу, что с частником нужно было заключать не договор транспортной экспедиции, а договор аренды. Ну и как результат якобы преступной деятельности обвиняемых: рефрижераторные секции расформировали, что «отразилось на существенном снижении» прибыли БелЖД (следствие насчитало ущерб на сумму BYN343 тыс.), а рабочих оставили без работы.

Владислав Лембиевский. Фото nn.by

Откровенное вредительство! Один из адвокатов в прениях сторон даже вспомнил про «дело Промпартии», когда в 1930г. в СССР шли массовые процессы над руководителями различных предприятий и отраслей, обвиненных во вредительстве. Некоторых из них приговорили к расстрелу, а в 60-х гг. реабилитировали. «Сейчас нет массовых процессов, и речь о вредительстве не идет, но сегодняшний процесс против директората, обвиняемого в принятии решений в сфере экономического развития предприятий, за заключение хозяйственных договоров с дополнениями, изменениями, вызывает тревожные предчувствия, - заметил адвокат и добавил: - Оценивать качество решений берутся следователи без экономического образования и сотрудники госконтроля, не умеющие произвести простые расчеты».

МОТИВЫ

Инкриминируемая Рогачеву, Михайлюку и Лембиевскому ч.3 ст.424 УК (злоупотребление служебными полномочиями, от 3 до 10 лет) толкует, что они просто обязаны были действовать из «корыстной или иной личной заинтересованности».

Какие же мотивы у преступления, которое якобы совершил Рогачев? Можно предположить, что опера и следователи КГБ рыли основательно, но даже намека на корысть не нашли. Отсюда и формулировка из дела: «Личная заинтересованность Рогачева выразилась в противоречиях интересов службы и побуждениях эгоистического асоциального характера в виде стремления за счет злоупотребления служебными полномочиями удовлетворить свои потребности в престижном общении и совместном времяпровождении с собственником «Сифуд-Сервис» Петрукевичем».

Как заметил адвокат Рогачева: «Вопрос: кому с кем было престижней общаться?». Далее из обвинения следует, что «Рогачев создал условия для личного обогащения Петрукевича, с которым Рогачев на протяжении длительного времени поддерживал дружеские отношения и оказывал помощь». Опять же возникает вопрос: какая Рогачеву выгода от Петрукевича? Следователь сделал вывод: «Чтобы получить от последнего в последующем взаимную услугу».

Защитник бывшего замминистра такие формулировки назвал абсурдными, «смысл, которых остался не ясным до сих пор». «Рогачев якобы злоупотреблял не ради собственной выгоды, а для благополучия постороннего человека. Для чего он это делал, остается загадкой. Меценатство какое-то! Если нет личной заинтересованности - нет преступления», - констатировал он в прениях сторон. Также защита отметила, что обвинение не представило доказательств «дружбы» Рогачева и Петрукевича. В материалах дела нет ни одного их телефонного контакта или свидетельств переписки.

Не был найден корыстный мотив и в действиях Лембиевского. По версии следствия, его личная заинтересованность «выразилась в  противоречащих интересам службы побуждениях эгоистичного асоциального характера». Без переводчика и не понять, о чем речь! Адвокат обвиняемого перевел: якобы Лембиевский, имевший отношение к договорам с частником, таким образом хотел оказать услугу Рогачеву, чтобы в будущем заручиться поддержкой замминистра для своего продвижения по службе.

Примечательно, что в последнем слове Лембиевский назвал сотрудничество «Белинтертранса» и «Сифуд-Сервиса» эффективным и положительным: «Принятые решения поддерживаю и считаю их правильными. Подписанное мной дополнительное соглашение я бы и сейчас подписал. Пока лучшего результата по работе сцепов никто не показал. Что касается мотивов из моего обвинения, то я считаю их оскорбительными».

Бывший замначальника БелЖД Владимир Михайлюк - единственный в этой истории, кто, по версии следствия, извлек материальную выгоду. Корыстный мотив выразился в том, что Михайлюк купил у Петрукевича «по заниженной стоимости» BMW X5. Петрукевич приобрел этот автомобиль в 2010г. за 60 тыс. евро. Через полтора года он продал его Михайлюку за $45 тыс. Следствие провело оценку авто в 2016г. и пришло к выводу, что BMW за время эксплуатации в цене ни цента не потерял. «Иная личная заинтересованность» Михайлюка выразилась в том, что его супруга за счет Петрукевича несколько раз съездила в Литву за покупками. Более серьезных обвинений, наверное, придумать трудно.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ! 

Ст.424 УК входит в перечень коррупционных, но в этом деле коррупцией и не пахнет, оно исключительно экономическое. Правильнее сказать, на протяжении 5 месяцев в суде оценивались две точки зрения на ситуацию. С одной стороны - следствие и прокуратура, утверждающие, что обвиняемые из рук вон плохо руководили и принимали неверные управленческие решения. По их логике, рефрижераторные секции нельзя было расформировывать, нельзя было оставлять людей без работы.

Лишенные свободы оппоненты во главе с бывшим замминистра Рогачевым доказывали, что рефсекции свое отработали, сроки их эксплуатации практически истекли, на протяжении последних лет резко упали объемы грузоперевозок, убытки от их содержания только росли. За год они достигали $500 тыс. От балласта нужно было избавляться. Проще говоря, лозунг брежневских времен «Экономика должна быть экономной» по-прежнему актуален. При этом конкуренты из стран ближнего и дальнего зарубежья практически отказались от услуг морально и технически устаревших рефрижераторных секций - там для перевозок скоропортящейся продукции используются так называемые сцепы: не вагоны большой грузоподъемности, а более компактные и экономичные рефрижераторные контейнеры. Именно такой новый для белорусской «железки» проект реализовался госпредприятием и частной фирмой.

Процесс реорганизации и сокращений персонала на БелЖД в данном случае закономерен. Попавших под сокращение механиков увольняли по закону с согласия профсоюзной организации и правом выбора: уйти по сокращению с выплатой компенсации или перейти на новое место с обучением за счет БелЖД.

А что до партнерства госпредприятия с частником, то в ходе судебного разбирательства адвокаты представили доказательства выгодности такого сотрудничества. С момента заключения договора транспортной экспедиции между «Белинтертрансом» и «Сифуд-Сервисом» рентабельность грузоперевозок рефсцепами превышала 100%. Доход госпредприятия в 2011-15гг. составил $1,862 млн., доход частника - $162 тыс. С момента возбуждения уголовного дела на этом проекте поставлен крест.

Добавить комментарий
Проверочный код