Воскресенье, 22 Октября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Указ N376 декларирует уход от плановых проверок, сокращение контрольных органов, проведение проверок без приостановления бизнеса и т.д. Чтобы это значило?
введут новые основания для проверок
ничего, функции КГК не урезаны
из 1703 контрольных органов останется 1700
задания по штрафам не отменены
ничего, суть госсистемы РБ - тотальный контроль
для бизнеса наступают райские времена
№36 (1112) 19 сентября 2017г. Тема недели

Страх неопределённости

22.09.2017, Ярослав Романчук

Эскалация региональной опасности

Невинная научно-практическая дискуссия 11 сентября 2017г. в Минске на тему «Региональная безопасность и учения «Запад-2017»: взгляд из Минска, Вильнюса, Варшавы и Киева» с участием высокопоставленных лиц из Литвы, Польши и Украины началась со скандала, когда шести депутатам литовского Сейма не дали визы. Мол, не дипломатическое это дело обсуждать проблемы безопасности с независимыми экспертами и оппозиционным политиками. Украинские эксперты в свете инцидента с задержанием сотрудниками ФСБ в Беларуси украинского юноши, подозреваемого в совершении теракта на территории непризнанной Донецкой народной республики, и его переправкой в СИЗО Краснодара тоже побоялись отведать гостеприимство нашей страны.

Страх неопределённости
  Фото: рисунок Василия Почицкого

Минобороны и МИД должны были быть в первых рядах участников, объяснять как раз самым озабоченным соседям все про учения «Запад-2017», но эти ведомства стали в позу и не нашли возможности направить ни одного своего представителя на дискуссию. Получился очередной конфуз.

Белорусские власти постоянно жаловались на то, что западные партнеры и Украина все никак не могут понять суть учений «Запад-2017» и постоянно придумывают разные страшилки. И вот в Минске собрались люди, которые могли бы в значительной мере снизить напряжение и разрушить фобии, но МИД и Минобороны еще больше добавили масла в огонь сомнений и опасений. Не участвуют, отказываются от открытого диалога, не хотят отвечать на вопросы - значит, что-то скрывают. Значит, либо вместе с Кремлем участвуют в неком заговоре, либо просто прикрывают его действия.

Страхи, обоснованные опасения перемешались с откровенными паранойями. Тема войны, внешней агрессии, злого Владимира Путина и авторитарного Александра Лукашенко весьма популярна на Западе. И не без реальных на то оснований. Российское руководство не зря нарвалось на обширные санкции и воспринимается как недружественная страна. Отношение к Беларуси воспринимается сквозь призму «с кем поведешься, от того и наберешься». Вот Запад, НАТО и Украина и гадают, в какой степени белорусское руководство легло под Кремль, насколько сохранило способность принимать самостоятельные решения. Иными словами, по каким вопросам целесообразно разговаривать с официальным Минском, а по каким нужно вести диалог с Москвой.

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСОБАЯ ТЕМА

Есть темы и проблемы, по которым деление белорусов, иностранных политиков и экспертов на правильных и неправильных чревато. Одной из таких является тема безопасности. Чтобы внутри страны, с соседями, военными блоками и обществами было доверие, необходимо вести диалог со всеми. Особенно в контексте все большего влияния социальных сетей и информационных интернет-площадок. Особенно, если речь идет о военных маневрах в центре Европы с участием России, которая вовлечена в целый ряд международных конфликтов и войн.

Горячие, гибридные, информационные, кибернетические войны - в таком контексте всякая концентрация военных сил воспринимается как потенциальная площадка для очередной внешней агрессии. Понятное дело, что никто в Европе и НАТО не опасается внешней агрессии белорусской армии. А вот опасения российской военной экспансии вполне реальны. Поэтому представители иностранных государств и международных организаций пытались понять, в какой степени и с какой вероятностью Кремль под прикрытием учений «Запад-2017» может использовать территорию Беларуси для агрессивных действий против Польши, Литвы, Латвии или Украины.

Неадекватность информационного обеспечения внешней и военной политики Минобороны и МИД стала одной из основных причин роста напряжения вокруг учений «Запад-2017». Дипломаты и чиновники не привыкли к работе со всеми социальными, политическими и информационными площадками. Интервью на БТ, пресс-конференция в режиме «без вопросов», газетные заготовки не действуют на тех, кто такой режим диалога воспринимает как неуважение к партнеру. Это было очевидно на минской конференции 11 сентября. Уважаемые в Литве и Европе политики Аудронюс Ажубалис, член Комитета по международным делам Сейма, Лауринас Кащунас, член Комитета по национальной безопасности и обороне Сейма Литвы, руководитель парламентской группы «За демократическую Беларусь», Эгидиюс Варейкис, зампредседателя Комитета по международным делам Сейма Литвы, Михаил Каминский, депутат Сейма Польши, член комитета по международным делам - все они являются профессионалами в сфере внешней и военной политики. К сожалению, белорусские власти ведут себя так, что они лишь подтверждают свои опасения в следующем: «Официальный Минск лишен субъектности в военной политике. Кремль управляет Лукашенко и может сделать с Беларусью все что захочет».

Несмотря на заверения независимого аналитика Александра Алесина о том, что «Запад-2017» - это обыкновенные, рядовые, далеко не самые большие военные учения, которые не могут нести никакой угрозы никому из соседей, иностранные участники дискуссии все равно остались при своем мнении. Их не убедил аргумент, что у Лукашенко абсолютно нет мотивации полностью ложиться под Кремль и сдавать суверенитет. Их не убедил аргумент, что России в данном контексте едва ли нужно размещение войск в Беларуси, тем более изменение ее политического и правового статуса. Разрушать стену недоверия можно лишь в режиме открытой, честной дискуссии с участием если не официальных представителей России, то хотя бы властей Беларуси. А они партизанят, перенося логику внутренней политики (оппозиция, «пятая колонна» и все, что они делают, не достойно внимания) на внешние отношения.

Учения «Запад-2017» идут. Вне зависимости от того, какими будут военные итоги, информационные и имиджевые результаты очевидны уже сегодня. Беларусь еще больше воспринимается как младший, несамостоятельный брат России. С таким статусом претендовать на роль «Хельсинки-2» невозможно. С таким статусом невозможно сформировать доверие к руководству страны, когда оно говорит о многовекторности и диверсификации внешней политики и экономики.

Быть под Кремлем сегодня - это открывать себя не только для российских танков и ракет, но и для российских олигархов и их бизнес-практик. Значит, можно забыть о серьезных инвестиционных проектах в Беларуси, потому как решения о них нужно согласовывать не столько в Минске, сколько в Кремле. А все потому, что в современном мире друг с другом нужно разговаривать. На конференциях, круглых столах и самых разнообразных диалоговых площадках. Белорусским властям нужно, наконец, понять, что в вопросе суверенитета, национальной идентичности, европейскости и системных рыночных реформ независимые эксперты, большинство белорусской оппозиции являются естественным партнером власти, а не ее оппонентом.

Добавить комментарий
Проверочный код