Пятница, 22 Сентября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чем вам запомнились учения «Запад-2017»?
фобией президента РБ оказаться погребённым в одной воронке с президентом РФ
неприездом на полигон «Борисовский» министра обороны РФ
словами президента РБ о «непоказушных учениях»
вручением пистолета ТТ президенту РБ
истерикой Запада
мощью совместной военной группировки РБ и РФ
№35 (1111) 12 сентября 2017г. События. Оценки

Олигархов - в сельпо

14.09.2017, Янка Грыль

Президент поручил Топузидису поднять сельский ритейл

Глава государства в последнее время явно тяготится дефицитом крупных прорывных проектов, которые качественно улучшили бы как жизнь рядовых граждан, так и их отношение к нацлидеру. Президент находится в творческом поиске - и, как это свойственно всем президентам, чаще находит, чем теряет. 8 сентября им было найдено решение, способное за счет комплексного развития ритейла и бытовых услуг поднять уровень жизни белорусского села.

Олигархов - в сельпо
Президентское поручение Павлу Топузидису вряд ли обрадует не только Белкоопсоюз, но и местный ритейл, не говоря уже о местных властях
  Фото: tut.by

Как сообщает президентская пресс-служба, глава государства пригласил к себе председателя совета директоров ОО «Табак-инвест» Павла Топузидиса, чтобы обсудить «реализацию проекта по комплексному торговому обслуживанию населения, проживающего в сельской местности и небольших населенных пунктах». По официальной версии, президент РБ обратился с Топузидису с просьбой, от которой, естественно, трудно отказаться: поднять с колен розничную торговлю и бытовые услуги в глубинке.

Президент предлагает разработать бизнес-модель, апробировать ее на его родной Шкловщине, а уже потом отмасштабировать под весь рынок. Надо отдать должное Александру Григорьевичу, обрисовал этот рынок и структурировал будущую сеть он довольно профессионально, как заправский ритейлер: «Есть агрогородки, они стабильны и постоянны, они навсегда... В райцентре должен быть приличный торговый центр (ТЦ), который будет распределительным центром по всему району. В агрогородках должны быть поменьше магазины, но приличные. Там должны люди купить все, что их интересует. То есть товар, который есть в Минске, должен быть доступен для наших сельчан. Третий уровень - большие деревни, которые были когда-то центрами колхозов, совхозов, - они останутся. Там есть магазины, их надо привести в порядок. Или построить простенький магазинчик».

Побеседовав с Александром Лукашенко, Топузидис поведал БелТА некоторые детали проекта, который, по его словам, уже реализуется: «Проект предусматривает собой возведение большого супермаркета - стройка уже идет в Шклове - площадью около 3 тыс. кв.м, а также строительство или замену имеющихся магазинов (около 13) в агрогородках. Головной магазин в Шклове будет готов летом 2018г.». Бизнесмен подтвердил, что после реализации и анализа результатов шкловский опыт будет спроецирован на другие регионы, сказал много искренних, но несколько предсказуемых слов про социальную ответственность бизнеса и поделился задумкой привнести в сельскую жизнь «новый уровень обслуживания, больший ассортимент в магазинах, изменить сам подход».

УЖЕ БЫЛО. ЕЩЁ БУДЕТ

Проект родился не сегодня - еще в сентябре 2014г., отчитывая тогдашнее руководство Белкоопсоюза, Лукашенко предупредил, что он уже договорился с Топузидисом о благоустройстве шкловского ритейла. Придет Топузидис на Шкловщину, покажет Белкоопсоюзу, как надо работать, - и конкуренция взметнет уровень обслуживания на недосягаемую высоту. «Потому что он [Топузидис. - «БелГазета»] его [Шкловский район. - «БелГазета»]  хорошо знает, и я его [район или Топузидиса. - «БелГазета»] прекрасно знаю! Он все это сделает и покажет. И он мне уже докладывает, что проработал этот вариант», - убеждал президент проштрафившихся топ-менеджеров кооперации. Замысел уже тогда подкупал своей простотой и рациональностью: многопрофильный магазин в райцентре, аптека, отделение банка и прочие сервисы - все под крышей одного ТЦ. Плюс по 100 кв.м торговых площадей в каждом агрогородке.

Топузидис, надо признать, несколько запоздал: на дворе уже 2017г. Однако на то были объективные причины - отечественный ритейл в 2015-16гг. переживал понятные трудности со свободными средствами: «Я считаю, что опоздал всего лишь на год. Но получилось, что это даже принесло больше пользы, придало больше сил. Финансирование проекта уже полностью обеспечено, и просить у государства денег не придется».

Президент не стал упрекать бизнесмена - просто мягко напомнил о том давнем разговоре: «Не скажу, что нам нужна замена белкоопсоюзовской торговли, - нужна конкуренция, чтобы мы видели реальную картину. И вот тогда я попросил, чтобы ты спланировал в одном из районов Беларуси такую сеть обслуживания. И ты мне однозначно заявил, что это будет по ценам ниже, чем существующие. Это меня подкупает».

АВТОЛАВКА КЛАССА «ЛЮКС»

Во-первых, все это означает, что розничная торговля в белорусской глубинке остается проблемой: товара там намного меньше и он ощутимо дороже, о чем не без эмоций упомянул Лукашенко. Да и сам Топузидис подчеркнул в интервью БелТА, что «в магазинах в деревне должно быть по номенклатурному списку только 300 наименований товаров - это неправильно». Чуть более месяца назад тему убыточности сельской розницы поднимала тогдашняя замглавы МАРТ Ирина Наркевич: «Не менее 22% населения страны живут в селах. Есть соцстандарты: если в селе менее 2 тыс. жителей, там может не быть магазина, а лишь автолавка. Но по просьбам граждан магазины там остаются, а это затраты…» Хорошо, что проблема осознана: легче будет ее решать.

Справка «БелГазеты». В 2016г. в РБ функционировал 102831 торговый объект, в т.ч. 53,1 тыс. магазинов, 531 торговый центр (ТЦ), 388 рынков. 43577 магазинов работали в городах, 10076 - на селе. Из общей торговой площади 5353 тыс. кв.м на городские торговые объекты приходилось 4608 тыс. кв.м, на сельские - 745 тыс. кв.м, в среднем на объект - 100 кв.м торговой площади.

Во-вторых, отметим, что Белкоопсоюз, крупнейший госритейлер, со своими функциями по-прежнему справляется плохо, поскольку их у него слишком много. Конкуренции при этом он, как признал президент в 2014г., старательно избегает. Обещанную давным-давно современную сеть (а не совокупность магазинов одного юрлица) Белкоопсоюз так и не создал. По объему дебиторской задолженности лидирует - на пике кризиса в 2016г. на него приходилось треть и более всех ритейлерских долгов. Вечные упреки в долгах, впрочем, всегда удачно парируются напоминанием о социальных функциях.

Деликатный Топузидис не стал прямо противопоставлять свой новый проект Белкоопсоюзу, но скромно пояснил: «Задача состоит в том, чтобы постепенно полностью все социальные функции, которые выполняет Белкоопсоюз, выполняла новая структура. Именно в отдельно взятом районе. Мы посмотрим, насколько это можно делать более эффективными методами, чем есть на сегодня». Что ж, достойная задача.

ПОЧЕМУ ТОПУЗИДИС?

Глава государства довольно своевременно и вполне по адресу обратился со своими идеями о развитии сельского ритейла.

Во-первых, на сайте «Короны» красуется объявление «Ищем по­мещения под магазины». Расширение и развитие - главная задача сетевого ритейла, будничная и неотступная.

Во-вторых, концептуально то, что Топузидис до сих пор делал под ТМ «Корона», как нельзя лучше соответствует задачам, поставленным Лукашенко: все под одной крышей, масштабирование бизнеса под более скромные форматы, освоение минского замкадья, расширение в регионах и т.п.

Можно сказать, что конкурентное преимущество «Короны» - не цены и не ассортимент, а комплексный подход к нуждам потребителя. По сути, Топузидис разработал белорусский аналог такого изначально американского торгового формата, как молл,  либо адаптировал американский формат к белорусским
реалиям.

Кстати, если кто забыл, самый большой в стране ТЦ «Замок» - тоже детище ОО «Табак-инвест».

Справка «БелГазеты». ТЦ «Корона» открыт в 2006г. Спецификой его концепции стало совмещение гипермаркета, магазина бытовой техники («Корона Техно»), бутиков («Модный Молл»), общепита («Пит Stop», «Амстердам») и множества сопутствующих сервисов. По данным корпоративного сайта, в РБ сейчас работает 11 ТЦ «Корона» и 23 одноименных магазина. С 2015г. ритейлер осваивает форматы супермаркета и магазина у дома, с меньшими торговыми площадями (500-1500 кв.м) и в труднодоступных районах («Корона-Бистро»). Кроме Минска, сеть присутствует в Бресте, Витебске, Гродно, Бобруйске, Барановичах, Борисове, Солигорске, Новополоцке, Молодечно и агрогородках Минского района.

Конечно, президентское поручение Топузидису вряд ли обрадует не только Белкоопсоюз, но и местный ритейл, не говоря уже о местных властях. В утешение им можно сказать, что бизнесмен - за здоровую конкуренцию, в чем он честно признавался в недавнем интервью «Белорусским новостям»: «Это очень плохо, что есть только я и «Евроопт», потому что мы заборзеем. Должно прийти время, когда такой, как я, будет стоять у магазина и зазывать покупателей. Нужна конкуренция, она помогает нам оттачивать друг друга». С другой стороны, освоение глубинки - как раз сценарий, минимизирующий непродуктивную конкурентную работу локтями в центре Минска и по периметру МКАД в пользу честного соревнования различных сетевых стратегий.

О ЧЁМ ЕЩЁ ПРЕЗИДЕНТУ ПОПРОСИТЬ ЗНАКОМЫХ БИЗНЕСМЕНОВ?

О создании общенациональной курьерской службы доставки, альтернативной «Белпочте». Развитие дистанционной торговли в РБ сильно сдерживается отсутствием такого сервиса: старому почтовому оператору это не под силу, большинству офлайн- и онлайн-ритейлеров - тоже: нужны собственный автопарк, профессионально отстроенная логистика и т.п.

В идеале новый сервис должен сделать товар продавца из любой точки РБ доступным покупателю в любой точке РБ за умеренные деньги. В США сейчас идет массовое закрытие моллов в связи с ростом интернет-торговли. В обозримой перспективе эта волна докатится и до нас, и накроет не столько Шклов, сколько Минск и облцентры с дорогой торговой недвижимостью.

О создании централизованной торговой площадки (marketplace) для сбыта отечественного ширпотреба. Значительная часть отечественных предприятий может выпустить сносный или даже хороший товар, но продавать его не хочет и не умеет. Коммерческим компаниям с ними работать сложно и по большому счету невыгодно. Простейший способ подключить граждан к разгрузке складов - централизованно, как это у нас любят, заставить предприятия продавать свои товары населению через электронную торговую площадку в Интернете с опорой на общенациональную службу доставки.

У президента хорошо получаются выступления на тему превращения Беларуси в ИТ-страну. Может, начать с простейшего - с запуска белорусского аналога AliExpress?

 

Комментарии
  1. Владимир 13.09.2017 15:58

    "Конечно, президентское поручение Топузидису вряд ли обрадует не только Белкоопсоюз, но и местный ритейл, не говоря уже о местных властях."- смешна. Им глубоко всё равно, особенно кооп союзу. А вот Павла Георгиевича это поручение наоборот отнюдь не обрадовало. Ему не всё равно : придётся расстаться с определёнными суммами. Прописные истины. дивлён такой подаче

Добавить комментарий
Проверочный код