Пятница, 22 Сентября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чем вам запомнились учения «Запад-2017»?
фобией президента РБ оказаться погребённым в одной воронке с президентом РФ
неприездом на полигон «Борисовский» министра обороны РФ
словами президента РБ о «непоказушных учениях»
вручением пистолета ТТ президенту РБ
истерикой Запада
мощью совместной военной группировки РБ и РФ
№35 (1111) 12 сентября 2017г. Экономика

Борьба с тенью

13.09.2017, Ярослав Романчук

В основе декрета N3 - смысловая пустота

Декрет президента N3 «О предупреждении социального иждивенчества» от 2.04.2015г. - мертворожденное законодательное дитя.
Он входит в десятку нормативно-правовых актов, негативные последствия которых несравненно больше полученного позитива. Сама попытка заставить гражданина работать под угрозой уплаты дополнительного налога уникальна в мировой законодательной практике.

Борьба с тенью
  Фото: svaboda.org

Близкое окружение явно подставило президента РБ, разыграв его неприязнь к «вшивым блохам» и эмоциональную привязанность к решению современных проблем советскими способами. В результате наказали невинных, опорочили честных, разозлили апатичных - и не решили ни одну проблему. Аналитический центр «Стратегия» и депутат ПП НС Анна Канопацкая разработали альтернативу декрету N3 в виде пакета законодательных предложений, реализация которых создаст мощную мотивацию для людей на рынке труда.

БОРОТЬСЯ С ТЕМ, НЕ ЗНАЮ С ЧЕМ

Декрет ставил перед собой 3 цели: предупреждение социального иждивенчества; стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности; обеспечение исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании госрасходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. Ни одну из этих целей нельзя решить предложенными в декрете средствами. Поэтому авторы альтернативы декрету предложили совсем иные способы достижения обозначенных целей.

Трудно бороться с тем, что четко не определено. Минтруда и соцзащиты в ответ на запрос депутата Анны Канопацкой констатирует: «В законодательстве Республики Беларусь отсутствует определение терминов «иждивенчество», «социальное иждивенчество». Ни в одной стране мира нет понятия «социальное иждивенчество» только на одном основании - уплата или неуплата определенной суммы подоходного налога и/или налога в пенсионный фонд. Это далеко не одно и то же, что «лица, состоящие на иждивении». К ним относятся нетрудоспособные граждане, например лица пенсионного возраста, лица моложе 18 лет, инвалиды и другие. Даже в этом определении есть грубая ошибка. Пенсионеров категорически нельзя относить к иждивенцам. Власти утверждают, что государственная пенсионная система носит страховой характер. Если человек всю жизнь работал и платил взносы в пенсионную систему, то после выхода на пенсию он становится бенефициаром этой самой системы, которая выплачивает ему его же деньги. Фактор «трудоспособность» как основа определения понятия «иждивенчество» ложен. Отсюда большая часть бед декрета. Бороться с тем, не знаю с чем - это по-советски.

Авторы альтернативы предлагают ввести в законодательство критерий «социальный иждивенец». Если для определения субъекта «социальный иждивенец» использовать только критерий «получение господдержки в денежной и натуральной форме», то получается, что более 3 млн. граждан страны являются таковыми. По данным Белстата, в 2016г. 32,9% домашних хозяйств (~1,25 млн. семей, или более 3 млн. человек) получают льготы и выплаты из бюджета (в 2010г. таких домашних хозяйств было 40,1%). В региональном разрезе в 2016г. о наличии льгот и выплат сообщили 31,8% жителей Минска, 29,4% жителей Брестской области, 28,9% Минской и 49,3% Гомельской. Если факт получения денежной, материальной помощи или льгот считать признаком социального иждивенчества, зависимости от господдержки, то данное явление носит широко распространенный характер.

Справка «БелГазеты». Льготы по питанию получают 6,3% домашних хозяйств (~600 тыс. человек), на услуги общественного транспорта - 14,8% (~1,4 млн. человек), жилищно-коммунальные услуги - 3,4% (~320 тыс. человек), санаторно-курортного лечения - 6,1% (~580 тыс. человек), по лекарствам - 12,5% (~ 1,2 млн. человек), по услугам содержания детей в дошкольных учреждениях - 2,3% (~218 тыс. человек), другие льготы - 1,6% (~ 150 тыс.).

В 2016г. средняя стоимость всех льгот и выплат в расчете на одно домашнее хозяйство, сообщившее о наличии льгот и выплат, составила BYN124,8 в месяц. (~$68,8), что в годовом выражении составляет $1032 млн. Согласно бюджетной классификации, объем социальных выплат в Беларуси в 2016г. составил 13,6% ВВП (BYN12840 млн.) - это 21,9% денежных доходов населения. В данный показатель, кроме пособий и стипендий, входят также пенсии. Такая классификация скрывает различную природу собственно господдержки (по ее наличию можно классифицировать социальное иждивенчество) и пенсий как страховых выплат, на которые граждане делали взносы всю жизнь.

Очевидно, необходимо применять другие критерии, в т.ч. связанные с объемом налогов и других платежей, которые каждый гражданин выплачивает в процессе жизнедеятельности. Чистым социальным иждивенцем может считаться тот, у кого в балансе «выплаты государству во всех видах и формах» оказываются ниже объема всех видов госпомощи (в натуральном, денежном выражении, льготы, преференции, субсидии). Причем здесь важен не групповой, а персонифицированный учет. Чтобы определить число чистых социальных иждивенцев, необходимо, во-первых, оценить размер вклада (платежей) гражданина в бюджет страны во всех формах; во-вторых, оценить объем госпомощи во всех видах, которую он получает; в-третьих, оценить вклад гражданина в формирование нематериальных активов страны, с одной стороны, а также объем пользы (выгоды, ценности), которую получает гражданин от нематериальных активов РБ в виде странового бренда, репутации, отношения со стороны инвесторов и кредиторов.

ПРАВДА О ФИНАНСИРОВАНИИ ГРАЖДАНАМИ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА

Ст.56 Конституции гласит: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей». Ни в этой статье Конституции, ни в другом акте законодательства не сказано, что участие в финансировании госрасходов осуществляется исключительно посредством уплаты подоходного налога на физлиц или налогов (взносов) в Фонд соцзащиты населения.

Азбучная истина экономики заключается в том, что все налоги платят потребители, когда приобретают товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные, но все они входят в структуру цены. Потребители товаров и услуг, в т.ч. розничных, финансируют госрасходы, покупая товары и услуги вне зависимости от страны их происхождения. Коммерческие организации лишь формально выступают плательщиками налогов, которые де-факто платят конечные потребители.

Справка «БелГазеты». В 2016г. 83,6% доходов консолидированного бюджета было сформировано за счет налоговых поступлений, составивших BYN23852,3 млн. Поступления по подоходному налогу с физлиц составили BYN3937,9 млн., налогу на прибыль - BYN2325 млн., налогу на собственность - BYN1592,3 млн. (земельному налог - BYN616,4 млн., налогу на недвижимость - BYN946 млн.), НДС - BYN8235 млн., акцизам - BYN2185,6. Сбор на проезд иностранного автомобильного транспорта в 2016г. составил BYN12,6 млн., экологический налог - BYN137,6 млн., налог на добычу (изъятие) природных ресурсов - BYN478,6 млн. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составили BYN3431,8 млн., в т.ч. ввозные таможенные пошлины - BYN958,9 млн., вывозные таможенные пошлины - BYN2408,4 млн., вывозные пошлины при экспорте нефтепродуктов - BYN1102,3 млн., при экспорте калийных удобрений - BYN1065,2 млн.

Поскольку недра Беларуси, инфраструктура принадлежат обществу, то данные поступления в бюджет также необходимо рассматривать, как участие граждан в финансирование госрасходов, поскольку от их имени действуют народные представители - депутаты разных уровней, а также правительство. Они утверждают бюджет и набор инструментов по его финансированию.

Согласно опросу домашних хозяйств от Белстата, в 2016г. денежные расходы в расчете на одно домашнее хозяйство (~3,8 млн. домашних хозяйств) составили BYN906,3. Из них потребительские расходы - BYN677,7, или по среднегодовому курсу $340,8. Получается, что домашние хозяйства Беларуси в 2016г. приобрели потребительских товаров и услуг на ~$15,54 млрд.

В структуре цены потребительских товаров налоги составляют от 30 до 60%. Принимая во внимание структуру потребительских расходов (продукты питания - 39%, алкогольные напитки, табачные изделия - 3,3%, одежда, обувь - 7,9%, предметы домашнего обихода - 6%, транспорт - 9,2%, связь - 5,4%), в 2016г. оценочно население заплатило косвенных налогов посредством покупки товаров и услуг на сумму ~$6,5 млрд., или по ~$1710 на домашнее хозяйство в год, или ~$142 в месяц. Чем больше гражданин страны покупает товаров и услуг, тем больший вклад в финансирование госрасходов он оказывает.

Опрос домашних хозяйств в 2016г. показывает, что сами семьи декларируют уплату налогов и взносов в объеме BYN33,8 в месяц (~$17). Таким образом, объем налогов, уплачиваемых гражданами посредством покупок товаров и услуг, в 8,3 раза больше, чем объем прямых налогов, уплачиваемых населением. Если совершить ошибочное допущение, что граждане участвуют в финансировании госрасходов только посредством уплаты подоходного налога, то можно принять ложные меры по принуждению гражданина к участию в финансировании госрасходов. Декрет N3 основан на этом ошибочном допущении.

АЛЬТЕРНАТИВА ДЕКРЕТУ

Авторы альтернативы декрету предлагаю запустить 3 новых социальных режима. Первый - адресная денежная социальная поддержка на основе состояния текущих доходов, а также накопленных сбережений, ресурсов и состояния здоровья. Второй - финансирование начального и среднего образования посредством образовательных ваучеров, т.е. реализация принципа «бюджетные деньги следуют за учеником». Третий - введение института индивидуального медицинского страхования посредством открытия каждому гражданину страхового медицинского накопительного счета.

Эти режимы усиливаются комплексом мер по обеспечению быстрого, долгосрочного инклюзивного экономического роста. Многие из них представлены в программе «Миллион новых рабочих мест» и Национальной платформе бизнеса Беларуси 2017. Здесь есть предложения для предпринимателей и инвесторов, рабочих и самозанятых, бюджетников и тех, кто реально заинтересован в ликвидации «серой» занятости. Для реализации предложенной альтернативы осталось мобилизовать политическую волю президента. А она, как мы знаем, находится в цепких объятиях тех лиц, которые ввергли Беларусь в авантюру с декретом N3.

 

Комментарии
  1. Sviadomy 15.09.2017 16:20

    Говорят что жену Лебедько побили проститутки. А может и он её, не видел.???

Добавить комментарий
Проверочный код