Воскресенье, 19 Ноября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Минск готов отправить своих миротворцев на Донбасс, если «это будет приемлемо всем заинтересованным сторонам, для того, чтобы участвовать в решении миротворческих задач», - заявил глава МИД РБ Владимир Макей. А вы готовы стать миротворцем?
да, уже иду записываться в военкомат
нет, не хочу стать «цинковым мальчиком»
да, если много заплатят
да, надо помочь России очистить Украину от бандеровцев
нет, пусть туда едут дети топ-вертикальщиков
№34 (1110) 5 сентября 2017г. Экономика

Наша Tesla громко плачет

06.09.2017, Ярослав Романчук

Белорусский электромобиль и завлекаловки для Илона Маска

После долгих увещеваний, провальных экспериментов с традиционными двигателями внутреннего сгорания президент РБ обратил внимание на мирового лидера в производстве электромобилей. Нафаршированная всеми возможными наворотами Tesla впечатлила главу страны, как космический корабль. Он похвалил американцев, опустил немецкий автопром и… поручил отечественным разработчикам автомобилей стремиться к уровню Тesla.

Наша Tesla громко плачет

Как это часто бывает, Александра Лукашенко тут же обнадежили - это, мол, вполне реально. Глава Национальной академии наук (НАН) Владимир Гусаков, ученый в сфере аграрной экономики, министр промышленности Виталий Вовк, эксперт по тракторам и тягачам, а также группа белорусских разработчиков пообещали президенту прорыв. Тот приказал немедленно приступить к реализации очередного прорывного проекта: «Главное - создать хороший двигатель. Основа у вас есть. Поэтому цель сегодняшнего разговора - я вам показал автомобиль. Изучите, посмотрите. Это лучшее, что есть». Остроты в ситуацию добавляет тот факт, что белорусские кулибины должны реализовать свои прорывные идеи на базе китайского автомобиля Geely.

БУМ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

Сегодня в электромобили инвестируют десятки миллиардов долларов как производители бензиновых/дизельных авто, так и новые компании. Mercedes, BMW, General motors, Volkswagen, Toyota, Citroen, Volvo, Ford, Nissan, Chevrolet и даже Maserati - все они активно работают над электромобилями. Tesla Илона Маска имеет прекрасный маркетинг, стиль и сексуальность современного гаджета. Она работает в условиях очень агрессивной конкуренции со стороны новичков. Хорватская Rimac Automobili, китайская BYD Company, американские Faraday Future, Apple и Google, китайский LeEco - все они намерены занять нишу на рынке электрокаров.

Убедить американского инноватора Илона Маска разместить производство электромобилей в Беларуси - за такое можно звезду героя дать. Фото БЕЛТА

Технологический, научный край борьбы проходит в производстве батареи и двигателя. Здесь каждый дополнительный километр хода, каждый килограмм веса, каждая минута подзарядки, каждый новый уровень безопасности стоят больших денег, чрезвычайного напряжения ученых и технологов. Над этими ключевыми узлами и решениями работают самые мощные мозги мира. Их денежные доходы - цифры с шестью нолями. Их лаборатории и полигоны стоят десятки миллионов долларов. У них есть доступ к ведущим ученым мира со смежных отраслей - и никто не испытывает дефицит денег. Научный интеллектуальный котел кипит, в т.ч. за счет постоянного пополнения выпускников и ученых из таких мировых лидеров, как MIT, Стэнфорд, Кембридж, Гарвард, Калифорнийский институт технологии, Имперский колледж Лондона или Национальный университет Сингапура.

Работу творческих коллективов, работающих над электрокарами, поддерживает лучшая в мире финансовая, энергетическая, транспортная инфраструктура. Уверенности ученым, технологам и инвесторам добавляет мощная система защиты прав собственности, в т.ч. интеллектуальной.

БЕЛОРУССКОЕ ШАПКОЗАКИДАТЕЛЬСТВО И ЗАИМСТВОВАНИЯ

И вот в контексте всех этих бурных процессов, которые находятся в интенсивной фазе уже не первый десяток лет, звучат обещания белорусской номенклатуры сделать чуть ли не хуже, чем у Теsla. Лукашенко приказывает, но с нескрываемой долей скепсиса: «Ваши обещания меня вдохновляют и, с другой стороны, настораживают. Если мы можем создать и батарею - накопитель электроэнергии - лучшую в мире, почему мы не создаем? Что для этого надо? Люди, деньги, компетенции? Немедленно надо это реализовывать».

Многие научные, популярные журналы и организации ежегодно публикуют всевозможные рейтинги самых перспективных, прорывных технологий мира. Ни в одном из таких рейтингов нет ни слова о научных и технологических гениях из Беларуси и их революционных патентах. Теоретически можно допустить, что в недрах НАН, промышленных предприятий и Минпрома скрываются гениальные кулибины. Они даже могут верить в то, что их идеи круче тех, что были реализованы в электромобиле Tesla и десятках других его конкурентах. Глава НАН пытается убедить в этом президента: «Есть решения абсолютно наши - по суперконденсатору. Мы используем там другие технические решения, закладываем немного другую конструкцию и научную мысль. Есть еще решения по кузову, ходовой части, по переключению, накоплению, передаче. Там не только будут какие-то догоняющие решения, но и наши эксклюзивные, которых в мире пока нет».

ПОЧЕМУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ БРОСИТЬ ВЫЗОВ TESLA

Здесь важна определенная научная, технологическая и, конечно, финансовая верификация такого рода тезисов. В этом плане в отношении смелых заявлений белорусской электромобильной команды есть много вопросов. Если они такие крутые перцы, то почему президент дает им дельные конструкторские советы относительно, к примеру, расположения батареи в автомобиле? «Батарея - один из основных элементов. Не надо ее всовывать в багажник. Как вы увидели, ее положили на дно в Tesla, и она, как я понял, даже удерживает на высокой скорости автомобиль, балансирует движение. Поэтому и нам этим путем надо пойти. Изучите, посмотрите. Это лучшее, что есть».

Разобрать по винтикам и узлам Tesla и сделать по аналогии - это привычная схема для советской и белорусской промышленности. Зарубежные мотоциклы, комбайны, автомобили, сельхоз- и дорожная техника, тракторы, телевизоры и многое другое давно стали не столько источниками творческого вдохновения, сколько объектами для копирования с целью последующего воспроизведения под неким белорусским брендом. Вспоминается классический случай мониторов якобы от «Горизонта», которые от отечественного производителя имели только наклейку и этикетку.

Установка президента после поездки на электрокаре напоминает его знаменитое: «Если не можете придумать ничего нового, то хотя бы скопируйте нормальную систему и приспосабливайте ее к условиям Беларуси». Аналогичный подход был озвучен Лукашенко на Всебелорусском народном собрании в 2006г.: «Кто, Сергей Сергеич, мешает нашим великим руководителям концернов, извините меня, красть эти лекала за рубежом?».

Если президент прямым текстом говорит белорусским автомобилестроителям под китайским брендом, как делать электромобиль при помощи решений Tesla, то это очевидный коммерческий и репутационный тупик. Илон Маск использует всю мощь американской правовой системы, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность. Китайским собственникам Geely это точно известно. Есть другие возражения против такой «новой промышленной политики». Культуре производства в Беларуси далеко до стандартов Маска. Во-вторых, даже наличие неких уникальных решений в отдельных узлах и компонентах не делает конечный продукт - электромобиль - лучше и конкурентоспособнее. Даже если «народный белорусский электромобиль» будет стоить $14 тыс., то еще нужно убедить белорусов его купить.

В-третьих, даже лучшие в мире суперконденсаторы не в состоянии заменить качественный маркетинг и брендинг электромобиля. Маск и его Tesla показывают мощь маркетинга, умения создавать спрос на свою продукцию. В Беларуси маркетинговая стратегия продажи электромобиля Geely может свестись к принуждению исполкомов, МВД и Совмина к покупке белорусских электромобилей. В конечном итоге, выгоднее будет купить «народный» e-автомобиль Теsla, Тоyota, Volkswagen или Chevrolet.

ЗАМАНИТЬ МАСКА

Электромобили, действительно, являются будущим автомобилестроения. Стратегически важно ориентироваться на лидеров в этом сегменте рынка, а не пытаться сделать ширпотреб под них. Тестирование Tesla могло стать катализатором совсем иного подхода Александра Лукашенко. Электромобиль Geely - это как смартфон от «Горизонта». Хотят китайцы выпускать электромобили - на здоровье. Ищите деньги на мировом рынке, организуйте производство и сбыт - и будет вам счастье. Главное, чтобы в такого рода производственных венчурных проектах не были задействованы деньги налогоплательщиков. Сам премьер-министр Андрей Кобяков справедливо заметил: «В коммерческую деятельность бюджетные деньги мы давать не будем. Нужно поддерживать научно-исследовательские работы - для этого существует инвестиционный фонд, капиталовложения в создание новых отраслей производства. Но все коммерческие проекты должны делаться на коммерческой основе. Закрывать финансовые дыры за счет бюджета в коммерческом секторе, пусть даже это госпредприятия, недопустимо». «Белджи» - коммерческий проект, на китайский кредит под госгарантии.

Гораздо перспективнее было бы разработать стратегию привлечения самого Илона Маска и его электрокара в Беларусь. Это дело тонкое, но очень перспективное. Убедить американского инноватора разместить производство электромобилей в Беларуси - за такое можно звезду героя дать. Для этого можно было бы бесплатно выделить землю с современной инфраструктурой, гарантировать строительство завода и всей недвижимости по американским стандартам, обеспечить свободную работу PayPal и других платежных систем, предоставить такой же режим, как резидентам Китайско-белорусского промышленного парка и ввести мораторий на проверки на 15 лет.

И, конечно же, полная гарантия святости интеллектуальной собственности. Самому Илону Маску можно было бы выделить в безвозмездное пользование одну из правительственных дач в Дроздах. Встреча Илона Маска с Александром Лукашенко могла бы стать переломным событием в экономической политике Беларуси. Приход Маска-инвестора в Беларусь со своими товарами дал бы нашей стране больше, чем все миссии МВФ и Всемирного банка вместе взятые. Для реализации такого сценария осталась совсем малость: убедить Лукашенко заманить Маска в Беларусь и получить согласие последнего построить свои заводы в нашей стране.

Комментарии
  1. Anatol Starkou 08.09.2017 11:21

    Месяц назад 8 августа я был в городке Стони Брук, что в паре часов езды от Нью Йорка, и там посетил музей Николы Тесла. Это небольшое одноэтажное здание. В нем я видел электромобиль Тесла и сфотографировал его и все другие экспонаты музея. Желающие могут "посетить музей", заглянув на мою страничку в фэйсбуке - там фотографии - смотрите альбом Nikola Tesla Science Center at Wardenclyffe. С 1976 года я в теме изобретательство и еще в те давние советские времена читал о Тесла, и вот наконец-то посетил музей. А тут вдруг и в Беларуси появился Тесла. Так вот, чтобы создать подобный автомобиль надо иметь многолетний изобретательский опыт в теме электромобиль + промышленную базу, готовую произвести этот авто на свет. Мне кажется ничего подоного в Беларуси нет и не может быть в ближайшее время. Но, с целью закончить свой комментарий на позитивной ноте, расскажу о фантастическом фильме, увиденном в советское время, который создан по мотивом какого-то западного фантастического романа. (Не помню я название и авторов.) Суть такова: ученым военные показали секретную видео съемку, добытую разведчиками в стране-противнике, и они увидели невероятное - человек поднимается в воздух и летает невысоко над землей, имея за плечами что-то вроде ранца. Ученые сказали такого не может быть, а военными им - смотрите видео еще раз. То есть военные обманывали ученых, показав им постановочный ролик. Разбрелись ученые, стали думать и гадать, да в итоге создали тот "летающий ранец". Может и ваши ученые под лукавым напором Александра Лукашенко создадут электромобиль подобный тому, что я видел недавно в США. Дай Бог нашаму цяляці ваўка спаймаці.

Добавить комментарий
Проверочный код