Понедельник, 11 Декабря 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Как вам решение МОК о недопуске сборной России к Олимпийским Играм в Пхенчхане в 2018г.?
Россия получила по заслугам за крымнаш и Украину
без России - это не Олимпиада
это презрение РФ к правилам и принципам Олимпийского движения
удар по Путину в преддверии президентских выборов
мерзкое политическое решение
Беларусь в знак солидарности должна отказаться от Олимпиады
№29 (1105) 1 августа 2017г. Тема недели

Каков товар, таков купец

03.08.2017, Янка Грыль

Потребительский спрос пока далёк от восстановления

30 июля, в последнее воскресенье месяца, Беларусь отпраздновала традиционный День работников торговли. Если вдуматься, тем, кто трудится в одной из важнейших отраслей отечественной экономики, есть что праздновать: судя по общим ощущениям игроков рынка, дно кризиса достигнуто и пройдено, статистические показатели неплохие. А вот потребителю, по сути, праздновать нечего: он так сильно ударился лбом о пресловутое «дно кризиса» в попытке его нащупать, что восстановление покупательной способности рискует растянуться надолго.

Каков товар, таков купец
  Фото: рисунок Василия Почицкого

Даже глава Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Владимир Колтович, чествуя 27 июля лучших работников столичной торговли, воздержался от избыточного пафоса, свойственного чиновникам: «Торговая отрасль динамично развивается, несмотря на процессы, которые как внутри, так и извне влияют на развитие экономики страны. В этом году по полугодию мы имеем положительный тренд - темп роста товарооборота составил 100,3%. По республике мы имеем прирост торговых площадей… Решается важнейшая задача по обеспечению товарного рынка широким ассортиментом товаров и приемлемого уровня цен. От результатов этой работы зависит настроение людей, а это дорогого стоит». Широту ассортимента и приемлемость цен читатель оценит сам, однако насчет зависимости социального самочувствия граждан от работы торговли министр совершенно прав.

Из других предпраздничных заявлений нельзя не отметить пламенный спич премьер-министра Андрея Кобякова на Борисовском заводе медпрепаратов во время выездного заседания президиума Совмина: «МАРТ сейчас работает над анализом рынка цен, в т.ч. на импортируемые товары. Люди не должны переплачивать за лекарства - ни за отечественные, ни за импортные». Насчет лекарств не все так однозначно: «Белфармация», например, уверяет, что отпускные цены на них не менялись аж с февраля 2016г. Но в главном Кобяков, как и Колтович, прав: переплачивать никому не хочется. И не только за лекарства, а за любой товар. Но если не переплачивать, это замедлит рост товарооборота и ВВП, верно, премьер Кобяков?

Справка «БелГазеты». По данным Нацстата, в I полугодии 2017г. оптовый товарооборот в РБ составил BYN36,1 млрд., или в сопоставимых ценах 99,6% к аналогичному периоду 2016г., розничный - BYN18,2 млрд., или 100,3% к I полугодию 2016г. Розничный товарооборот организаций торговли (87,9% розничного товарооборота РБ) достиг BYN16 млрд., или 100,9% в сопоставимых ценах. В столице розничный товарооборот в I полугодии увеличился сравнительно с I полугодием 2016г. на 0,9% - до Br5,63 млрд. Розничный товарооборот организаций торговли (89,9% розничного товарооборота Минска) превысил BYN5 млрд., добавив в сравнении с январем-июнем 2016г. 1,8%.

ОТ МАРТА ДО ИЮЛЯ

МАРТ, став главным антимонопольным регулятором, в последнее время усиленно активничает, выдавая на-гора планы по стимулированию конкуренции, обузданию монополистов, совершенствованию госзакупок и т.п. Похоже, главным сюрпризом от ведомства в 2017г. станет обновленный проект закона «О госрегулировании торговли и питания в РБ». «Мы приступили к закону о госрегулировании торговли и общепита. Мы смотрим правоприменительную практику, которая была к этому времени сформирована, изучаем международный опыт. Тема непростая. До конца года мы его сформулируем. Будет широкомасштабное общественное обсуждение», - обещала замглавы МАРТ Ирина Наркевич. Насчет содержания обновляемых положений закона Наркевич высказалась обтекаемо, упомянув госпротекционизм в отношении отечественных производителей и все то же формирование конкурентной среды, по логике вещей, этот самый протекционизм исключающей.

Ладно, обновление законодательной базы - это скорее для бизнеса, чем для потребителей. Ему же обещана отмена лицензий на продажу алкоголя и табака, которая и так давно напрашивалась. Но и потребителям накануне Дня работников торговли замминистра посулила ряд подарков, на практике выглядящих скорее как мелкие и не всегда остро необходимые бонусы.

Так, по словам Наркевич, новая редакция закона «О защите прав потребителей» предусматривает упрощение порядка возврата товара: «У нас много было вопросов со стороны граждан, что торговля при возврате товара требует паспорт. Много было дискуссий на эту тему, в т.ч. по защите персональных данных. Поэтому на уровне закона мы вынесли, что нет необходимости при возврате денег за товар требовать у потребителя документ, удостоверяющий личность». Другие бонусы - запрет на установление разных цен на товары при любой форме оплаты, возврат денег при возврате товара в той же форме, что и при оплате, увеличение срока гарантийного ремонта с 14 до 30 дней и пр. - примерно такого же рода.

Накануне Министерство по налогам и сборам (МНС) выступило с инициативой стимулировать граждан сохранять чек на покупку посредством проведения чековых игр. Налоговиков можно понять: им хочется получить дополнительный механизм контроля над расходами физлиц (ау, тунеядцы!), причем по возможности в зоне компетенций другого ведомства, на которое и лягут все издержки новшества. Существует ли сегодня потребитель, готовый после каждого спринтерского забега за буханкой хлеба, коробком спичек и т.п. (а то и бутылкой водки) аккуратно складировать хлипкие, неразборчивые и недолговечные кассовые чеки ради призрачной надежды выиграть какой-нибудь складской неликвид? Ирина Наркевич похвалила МНС за креативность и нашла объективную причину не спешить с чековыми лотереями: «Идея хороша. Другое дело, как эту инициативу воплотить в жизнь. Пообщавшись с бизнесом, мы поняли, что сейчас это будет большая для них нагрузка, и мы поддержали бизнес. Скажу так: сейчас она несвоевременна».

По поводу проекта указа о развитии малого и среднего бизнеса (МСБ) в малых городах и на селе, а также о потребительском самочувствии глубинки в целом замминистра тоже высказалась: «Доходность невысокая, каждый третий на селе - пенсионер. Понятно, какая потребительская активность. Но потребкооперация выполняет свою социальную функцию. Сейчас определяется механизм, как не получить убытки на селе, как иметь возможность там развивать бизнес… Село оставить нельзя - это наши люди». Нет, село не оставим - тем более что в тот же день начальник ГУ экономики отраслей и бухучета МАРТ Павел Филиппов, характеризуя уровень просроченной задолженности по отрасли, признал: «Ключевой должник - это «Белкоопсоюз». МСБ ради потребительского оживления глубинки сулят сейчас всевозможные льготы и преференции, поэтому стоит напомнить: «Белкоопсоюз» эти льготы и преференции тоже получал, мотивируя потребность в них как раз проблемами периферии с доходами и спросом.

Филиппов в качестве позитива с задолженностью торговли привел два довольно убедительных довода: во-первых, она не растет; во-вторых, нынешние 10-12% - «это небольшой показатель в сравнении с транспортом, промышленностью, где просроченная задолженность достигает 30%». Это тоже наглядно демонстрирует состояние торговли и ее место как отрасли в структуре экономики РБ.

Справка «БелГазеты». По данным Нацстата, в 2016г. на торговлю пришлось 10,8% ВВП РБ. В отрасли работает 633,5 тыс. человек, или 14,4% занятого населения.

САЛО КАК МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНДИКАТОР

Торговля (особенно розничная) - зеркало потребительского общества. Как говорится, каков товар, таков и купец. Но таков же и покупатель: более чем скромные статданные по росту товарооборота зеркально отражают динамику доходов граждан. Правда, зачастую это отражение не является буквальным из-за нюансов потребительского поведения и специ­фики статистической методологии. Доходы более полутора лет падали, и лишь в т.г. наметилась робкая тенденция к их восстановлению, летом даже замедлившаяся. Опыт полуторагодичного затягивания поясов приучил тратить меньше, приобретать лишь самое необходимое. Рост ВВП на 1% потребителями пока не прочувствован и, скорее всего, прочувствован не будет: летнее падение продаж торговля всегда норовит компенсировать школьными базарами и сентябрьским ценовым скачком.

Справка «БелГазеты». В июне 2017г., по данным Нацстата, номинальная начисленная средняя зарплата работников в РБ составила BYN819,3 рубля. В январе т.г. зарплаты упали на 0,2%, в феврале выросли на 0,8%, в марте - на 1,9%, в апреле - на 2,9%, в мае - на 4,1%, в июне - на 3%. Реальные располагаемые денежные доходы населения за январь-май 2017г. оцениваются статистикой в 98,8% к уровню января-мая 2016г. В их структуре на оплату труда приходится 61,6%, на доходы от предпринимательской деятельности - 8,1%, на социальные трансферты - 24,7%, на доходы от собственности и пр. - 5,6%.

Отсутствие не то что потребительского бума, а даже просто оживления, естественного для восстанавливающейся экономики, проистекает именно отсюда - из тощего кошелька и дырявого кармана рядового белоруса. В 2015-16гг. сокращение потребления шло в основном за счет товаров верхнего и среднего ценовых сегментов, длительного срока пользования, непродовольственных товаров в целом. Однако и на продовольствии, и на так своевременно взволновавших премьера медикаментах сжатие платежеспособного спроса тоже отразилось - за счет изменения пропорций между потребляемыми продуктами разных товарных групп и замещения внутри одной товарной группы дорогих позиций более дешевыми.

Сало - идеальный показатель потребительского оптимизма белорусов, хорошо известный тем, кто работал в продовольственном ритейле. Как правило, высшие должностные лица РБ на 3-6 месяцев опережают возврат этого индикатора к докризисным значениям. В нормальной ситуации белорусское сало тихо и пристойно, вполне по-европейски лежит на прилавке, никого не смущая. А при кризисе оно сперва исчезает из продажи, поскольку граждане замещают им качественные колбасы и копчености, затем осторожно возвращается, но уже по такой цене, при которой замена теряет смысл. Сейчас мы аккурат на второй стадии миграции сала с прилавков и обратно.

Справка «БелГазеты». По данным Международного агентства социальных и маркетинговых исследований (МАСМИ), в конце 2015г. на свинине и говядине экономил каждый третий городской житель РБ (33%), в конце 2016г. - каждый второй (53%). Для рыбы аналогичные показатели составляют 30,7% в 2015г. и 50,8% в 2016г., курицы - 26,9% и 45,5%, шоколада в плитках - 32,8% и 46,4%, шоколадных батончиков - 29,7% и 43,5%, соков - 29,9% и 42,7%, растворимого кофе - 28,5% и 41,9%, молотого - 25,4% и 41,2%, чая - 32,3% и 40,9%. Отказ от потребления с целью экономии в отношении свинины и говядины в 2015г. фиксировался у 4% респондентов, в 2016г. - у 7,3%, курицы - у 1,3% и 7,6% соответственно, рыбы - у 3,4% и 11,1%, овощей - у 1,2% и 5,7%, фруктов - у 1,3% и 4,7%, соков и нектаров - у 7,6% и 10,4%, шоколада в плитках - у 7,1% и 9,9%, шоколадных батончиков - у 6,9% и 12,7%, растворимого кофе - у 3,8% и 8,5%, молотого - 4,8% и 7,4%.

Результаты исследования, проведенного еще в конце 2016г., были обнародованы в феврале 2017г. Если ситуация с той поры улучшилась (а она, похоже, улучшилась), то не слишком радикально. Летом снижаются расходы на ЖКУ, случаются сезонные падения цен на овощи и фрукты, а также ряд других приятных для потребителя неожиданностей. Так что если потребителю придет в голову поздравить тружеников прилавка с их профессиональным праздником, он, скорее всего, пожелает им того же, что и себе любимому - восстановления спроса.

 

Добавить комментарий
Проверочный код