Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Президент России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для экспорта нефтепродуктов. Чем это грозит Беларуси в случае отказа от смены логистики?
сокращением поставок нефти из РФ
введением РФ пошлин на нефть
ростом экспорта из РБ нефтепродуктов под видом разбавителей/растворителей
российские войска останутся в РБ после «Запада-2017»
ничем, накануне выборов Путин не пойдет на конфликт с Минском
№29 (1105) 1 августа 2017г. Экономика

Легко ли быть немолодым?

05.08.2017, Ярослав Романчук

Почему в Беларуси пенсионеры не живут, а доживают

Ежегодный рейтинг стран мира по условиям жизни для пенсионеров Global Retirement Index 2017 от организации по управлению активами Natixis Global Asset Management позволяет оценить уровень почтения и уважения белорусского государства к нашим сеньорам. Сравнительный анализ доходов, структуры расходов, качества жизни пенсионеров убеждает, что белорусская экономическая модель не ориентирована на благополучную жизнь пожилых людей.

ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ПОД ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМОЙ

Мир стареет. Сегодня на Земле живет более 600 млн. человек старше 65 лет. По оценке Всемирного банка, к 2050г. людей такого возраста будет 2,1 млрд. Ни одна из нынешних государственных пенсионных систем не выдержит такой нагрузки. Даже в развитых странах без радикального изменения экономической и социальной политики в целом государственные пенсионные фонды ждет банкротство. То есть они уже к 2035-40гг. не смогут выполнять обязательства перед пенсионерами.

Уже сегодня в Европе каждый 4-й человек зависит от дохода в виде пенсии. К 2060г. соотношение работающих к пенсионерам (людям старше 65 лет) составит 2:1 вместо 4:1 сегодня. Даже в Китае работающее население сократится на 23% к 2050г. Таким образом, как констатируют авторы Индекса выхода на пенсию, «людей, живущих дольше, становится больше, и в нынешней системе не хватает людей для их поддержки». По оценке управляющих пенсионными фондами, к 2050г. для выполнения обязательств в пенсионных фондах не будет хватать $400 трлн. Из этой суммы $224 трлн. будет приходиться на 6 стран: США, Великобританию, Нидерланды, Канаду, Японию и Австралию. Ситуацию усугубляют чрезвычайно низкие процентные ставки и обострение проблемы инвестиций ресурсов пенсионных фондов в ценные бумаги в условиях высокой неопределенности и опасного надувания пузырей по всему миру. Низкорисковых ценных бумаг с более или менее нормальным доходом (хотя бы 4% в год) практически не осталось.

62% менеджеров пенсионных фондов опасается, что они не смогут выполнить обязательства перед будущими пенсионерами. Они еще более скептичны в отношении пенсионных обязательств государства. Все больше людей считает, что при выходе на пенсию им нужно будет рассчитывать на собственные сбережения, личные инвестиции или пенсионные накопления от работодателя. Почти половина населения рассчитывает на получение наследства, а 41% - на поддержку детей.

Все основные болячки государственной пенсионной системы еще более рельефно и остро проявляются в Беларуси. У нас до сих пор нет альтернативы государственному пенсионному монополисту. Демография в Беларуси аховая. При населении в 9495,5 тыс. и рабочей силе 4344,8 тыс. человек (на 01.07.2017г.) пенсионеров в стране 2601,4 тыс. Стареющее население, «лишняя» рабочая сила в нынешней структуре экономики - примерно 700 тыс. человек, высокая долговая и налоговая нагрузка, ускоренная эмиграция молодежи на заработки - все это позволяет диагностировать белорусскую пенсионную систему как хронически больную.

Средняя пенсия в июне составила BYN298 ($157). Оценим этот показатель не в белорусских бюджетах прожиточного минимума или минимальном потребительском бюджете, а по международной методологии. Нищета - это расходы $1,9 в день ($57 в месяц), социально уязвимые - это расходы $1,90-11 в день ($330 в месяц), средний класс - расходы $11-110 в день (до $3300 в месяц), богатые - расходы более $110 в день. Белорусские пенсионеры с ежедневными расходами около $5 попадают в неблагополучную группу уязвимых людей в опасной близости от зоны бедности.

ОЦЕНКА ПЕНСИОННОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Справка «БелГазеты». Индекс выхода на пенсию состоит из 18 показателей, которые объединены в 4 тематических подындекса: 1) материальные средства для комфортной жизни на пенсии (равенство доходов, доход на душу населения и безработица); 2) доступ к качественным финансовым услугам для сохранения ценности сбережений и максимизации прибыли (оцениваются доля плохих кредитов в банковской системе, инфляция, процентные ставки, налоговое давление, качество госуправления, госдолг); 3) доступ к качественным медицинским услугам (продолжительность жизни, расходы на здравоохранение на душу населения, расходы на незастрахованных людей) и 4) чистая, безопасная окружающая среда (счастье, качество воздуха, вода и канализация, биодиверсификация и окружающая среда).

Самыми лучшими странами для выхода на пенсию стали Норвегия, Швейцария и Исландия. Эти страны занимают высокие позиции в Индексе экономической свободы. Они являются полноценными демократиями, защищают права собственности и имеют высококачественную систему госуправления.

В топ-10 рейтинга доминируют страны Западной Европы. США и Канада лидируют по финансам и здравоохранению. Для многих европейских стран отягощением стал высокий уровень налоговой и долговой нагрузки. По финансовому подындексу страны Западной Европы уступают Сингапуру, Чили, Южной Корее и Эстонии.

Наилучший показатель из постсоциалистических стран получила Чехия - 16-е место, из постсоветских - Эстония (26-е). Из 43-х стран Индекса Россия оказалась на 40-м месте, имея критически низкие показатели по индексу здоровья и финансов.

Беларуси в общем списке нет. Используя принятую методику, можно предположить, что наша страна оказалась бы в 5-м десятке стран, уступая всем своим соседям, за исключением Украины. Наши проблемные места - это сильная уязвимость финансовой системы и низкий уровень материального благополучия. Для большинства белорусов и представителей власти будет откровением тот факт, что социальная ориентация экономики, одним из индикаторов которой является качество жизни на пенсии, обеспечивается через политическую, гражданскую и экономическую свободу, а не через рост госрасходов и укрепление госмонополистов в сфере здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения.

ИНДЕКС ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ-2017


МЕСТО СТРАНА ИНДЕКС ИНДЕКС ИНДЕКС ИНДЕКС ИНДЕКС
ЗДОРОВЬЯ ФИНАНСОВ КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛЬНОГО ВЫХОДА
  НА ПЕНСИИ ЖИЗНИ БЛАГОПОЛУЧИЯ НА ПЕНСИЮ 
1. Норвегия 89% 73% 92% 91% 86%
2.  Швейцария 87% 77% 92% 81% 84%
3. Исландия 84% 70% 88% 88% 82%
4. Швеция 88% 69% 91% 75% 80%
5. Н. Зеландия 85% 79% 91% 66% 80%
6. Австралия 85% 77% 84% 66% 78%
7. Германия 86% 66% 82% 76% 77%
8. Дания 84% 59% 94% 75% 77%
9. Нидерланды 89% 64% 81% 75% 77%
10. Люксембург 92% 62% 77% 77% 76%
11. Канада 87% 73% 81% 65% 76%
12. Финляндия 81% 65% 92% 68% 76%
13. Австрия 85% 55% 86% 77% 75%
14. Ирландия 82% 71% 83% 64% 74%
15. Бельгия 82% 62% 78% 70% 73%
16. Чехия 70% 68% 75% 76% 72%
17. США 87% 71% 78% 57% 72%
18. Британия 83% 58% 81% 68% 72%
19. Франция 90% 61% 79% 61% 71%
20. Израиль 76% 70% 79% 61% 71%
21. Мальта 77% 65% 68% 72% 70%
22. Япония 88% 56% 65% 74% 70%
23. Ю. Корея 73% 76% 53% 75% 68%
24. Словения 78% 64% 66% 66% 68%
25. Словакия 65% 58% 71% 60% 66%
26. Эстония 63% 74% 64% 58% 65%
27. Сингапур 70% 79% 60% 51% 64%
28. Польша 62% 69% 65% 60% 64%
31. Литва 53% 68% 67% 48% 58%
34. Латвия 46% 68% 69% 48% 57%
38. Китай 47% 66% 41% 49% 50%
40. Россия 36% 41% 58% 47% 45%
42. Греция 70% 49% 52% 14% 40%
43. Индия 3% 53% 7% 17% 12%
  Беларусь* 40% 24% 61% 41% 38%

Добавить комментарий
Проверочный код