Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Футболисты БАТЭ вышли в 3-й раунд квалификации Лиги чемпионов. Что светит борисовчанам?
выйдут в групповой турнир Лиги чемпионов
пройдут в группу Лиги Европы
вылетят из всех турниров
увольнение главного тренера после поражения в 3-м раунде
№26 (1102) 11 июля 2017г. Тема недели

Ассамблея без опасности

15.07.2017, Ярослав Романчук

Геополитические игры в эпоху постправды

Это была победа Владимира Макея. План министра иностранных дел Беларуси убедить дисижнмейкеров из Европы и Америки провести 26-ю Парламентскую ассамблею ОБСЕ 5-9 июля 2017г. в Минске удался на славу.

Ассамблея без опасности
Глава МИД РБ Владимир Макей успешно сел на дипломатический шпагат, предложив европейцам провести политический business as usual
  Фото: sputnik.by

Владимиру Макею нужно было сесть на дипломатический шпагат. Благо помог геополитический контекст. Тема мира и безопасности вышла в топ приоритетов международных организаций. Войны в Украине и Сирии, Дональд Трамп со своим «America first», миграционный кризис, ракетные угрозы Северной Кореи, подвешенное будущее НАТО, зоны евро и Евросоюза, кризис глобализации и резкий рост протекционизма - все это способствует интересу к минской переговорной площадке, которая зазвучала в мировой дипломатии и политике в контексте решения военного конфликта в Украине.

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА БЕЛАРУСИ

С одной стороны, Макей представил твердые аргументы за свое предложение для президента РБ. Говорить о демократии, свободных выборах, правах человека и безопасности в Беларуси - это особая политическая пикантность. Белорусский президент никогда не признавался в любви к демократии и гражданским свободам. Он даже пытался разнообразить свой политический бренд клише «последний диктатор Европы».

Принцип главенства исполнительной власти над другими ветвями фундаментально отличается от ценностей, на которых зиждется ОБСЕ, но в мире буйного роста релятивизма, постправды и потери моральных, политических ориентиров Беларусь вполне можно интерпретировать как молодое государство в процессе осознания и эволюционного создания институтов мира и демократии нового типа.

Макей понимает, что делать маркетинг Беларуси как транзитной страны в переходе к европейским стандартам (причем никто не требует конкретных сроков) гораздо перспективнее, чем оправдывать авторитаризм. Похоже, Александру Лукашенко такой подход тоже понравился. Можно вести политический business as usual. Подсчет голосов, как и порядок проведения выборов, все равно давно схвачен. Вместо тюремных сроков дают штрафы. Жестокость силовых структур списывают на угрозы терактов. Ограничения политических прав и гражданских свобод оправдывают необходимостью укрепления суверенитета в контексте активных информационных войн. Наличие смертной казни привязывают к мнению народа. Ручное управление парламентом с единичным голосом представителя оппозиционной политической партии представляют как процесс эволюционного создания институтов народовластия. Участие представителей отдельных оппозиционных политических структур и аналитических центров в записи программ на ТВ подается как путь к свободе слова.

Сегодня лучше, чем было 10 или 20 лет назад. На горизонте появились размытые контуры демократической перспективы. Плюс слова Лукашенко о том, что власти готовы учиться и вести честный диалог по любым вопросам. Плюс поддержка Беларусью гуманитарной, гендерной, экологической повестки дня ООН, ОБСЕ и ЕС. Плюс постоянные напоминания о том, что особый путь Беларуси обусловлен особенностями влияния и давления нашего непредсказуемого восточного соседа. Все эти аргументы убедили ОБСЕ сделать то, что даже 5 лет назад было немыслимо - провести Парламентскую ассамблею в Минске.

НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ ОБСЕ И ЗАПАДА

Главе МИД понадобилось приложить еще больше усилий, чтобы руководители стран - членов ОБСЕ и ее Парламентской ассамблеи приняли приглашение Минска. После 1994г. Беларусь ни разу не проводила политические выборы, которые были бы признаны той же ОБСЕ свободными, справедливыми и демократическими. Freedom House стабильно квалифицирует нашу страну с точки зрения политических прав и гражданских свобод как несвободную (20 баллов из 100 возможных). Несмотря на все это сессия ПА ОБСЕ прошла в Минске. Получилась своеобразная международная благодарность за Минский диалог, а также стимулирование процессов демократизации и расширения сферы свободы.

ОБСЕ - это не МВФ, Всемирный банк или Международная финансовая корпорация. Она кредитов не дает, гранты не распределяет, техническую помощь не оказывает и доступ к современным технологиям облегчить не может. Эта организация достигла апогея популярности, когда постсоветские страны строили базовые институты демократии и правового государства. Она зажигала зеленый свет перед переходными странами, желавшими полноценной интеграции с Евросоюзом. Вместе с Советом Европы ОБСЕ была своеобразным политическим, правовым полигоном для проверки прочности институтов, обеспечивающих верховенство права, народовластие, свободу слова и политический плюрализм.

После вступления в ЕС первых постсоциалистических стран, бомбежки Сербии, независимости Косово и военного конфликта в Грузии ОБСЕ растерялась и потерялась. Война в Украине в полной мере показала бессмысленность ОБСЕ для обеспечения мира и стабильности, тем более для предотвращения конфликтов и войн. ООН и ОБСЕ оказались не готовы к новым угрозам и вызовам. Организация Объединенных Наций погрязла в бюрократии и тысячах «травоядных» проектов. Она не в состоянии отличить агрессора и жертву. ОБСЕ привыкла к работе в уютных залах, сытых кулуарах и в ситуации, когда стороны на деле хотят мира и сотрудничества.

Официальный Минск как раз воспользовался слабостью ООН и ОБСЕ, предложив себя в качестве места для проведения переговоров по миру. А все потому, что Лукашенко имеет особые отношения с хозяевами Кремля и одновременно с руководителями Украины и Грузии. Он пытается выжать по максимуму из сложившейся ситуации, но перепрыгнуть через голову ему едва ли удастся.

С Дональдом Трампом начинает просыпаться Америка. В его действиях изоляционизмом не пахнет. С молодым президентом Эммануэлем Макроном Франция готова к новой роли в Европе. Никуда не делаcь и едва ли денется после осенних парламентских выборов в ФРГ Ангела Меркель. Наконец, у Владимира Путина все меньше неожиданных шагов, открытых сторонников и реальной поддержки внутри страны. Противостояние с Америкой и НАТО, конечно, заводит многих россиян, но для 20 млн. бедных, десятков миллионов предпринимателей - жертв бюрократического произвола и коррупции лапша зомбоящика и многочисленных солдат информационной войны в Интернете все больше раздражает.

Идет сложная, многоуровневая, многоходовая геополитическая игра больших и богатых стран. Нашей страны в этой игре объективно нет и быть не может. И это не следствие политики главы Беларуси. При любом, даже самом демократическом руководстве страна с долей в мировом ВВП в 0,06% и населением в 9,5 млн. без ядерного оружия и критически важных для мира технологий и ресурсов не имеет шансов быть в узком кругу геополитических дисижнмейкеров.

Беларусь пытается сделать так, чтобы решить задачу диверсификации экономики, прежде всего за счет стран Евросоюза. Проблема в том, что проведение ПА ОБСЕ с трудом транслируется в предоставление Евросоюзом Беларуси статуса страны с рыночной экономикой, т.е. не приводит к ликвидации очень болезненных торговых барьеров.

* * *

Активизация парламентариев и правительств стран ОБСЕ - это совсем не гарантия увеличения Евросоюзом финансирования проектов в сфере зеленой энергетики, транспорта, инфраструктуры и миграции. Политические и дипломатические действия ОБСЕ никак не влияют на желание Европейского банка реконструкции и развития увеличить инвестиции в белорусские госпредприятия и банки. МВФ уж точно не отреагирует на итоги Парламентской ассамблеи ОБСЕ, какими бы они ни были. Большие и малые частные инвесторы ждут от Лукашенко и его правительства не столько готовности разговаривать о демократии и правах человека, сколько жестких гарантий прав частной собственности, приватизации и стабильных предсказуемых единых для всех правил игры. Но об этом речь на Парламентской ассамблее не шла.

ЭКСПОРТ БЕЛАРУСИ В ЕВРОСОЮЗ И РОССИЮ, 2002-16ГГ.

Страна Экспорт, % от общего объема
  2002 2003 2004 2005 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Общий объем экспорта Беларуси, млн. $ 8098 9946 13752 15977 19734 32571 21282 25226 41419 45991 37232 36081 26660 23416
ЕС 28 49,2 36,7 44,1 45,5 43,9 43,6 30,1 37,9 38,2 28,2 29,5 32,1 24,2
Россия 50,1 32,5 47 35,8 34,7 32,2 31,5 38,9 35 35,4 45,2 42,2 39 46,2

ИМПОРТ БЕЛАРУСИ В ЕВРОCОЮЗ И РОССИЮ, 2002-16ГГ.

Страна Импорт, % от общего объема
  2002 2003 2004 2005 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Общий объем импорта Беларуси, млн. $ 8980 11558 16345 16699 22351 38381 28564 34868 45747 46404 42999 40502 30292 27570
ЕС 18 19,8 19,8 21,4 22,3 21,6 22,9 21,6 18,6 20 24,4 23,1 19,3 20
Россия 65,1 65,7 68,2 60,4 58,6 59,8 58,5 51,8 55,7 59,3 53,2 54,6 56,6 55,5

СТОИМОСТНОЙ ОБОРОТ ТОВАРОВ БЕЛАРУСИ И ЕВРОCОЮЗА, 2010-16ГГ.

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Экспорт Беларуси в ЕС, всегомлн. $ 7600 15695 17554 10462 10668 8549 5672
Импорт Беларуси из ЕС, всего млн. $ 7550 8524 9307 10508 9449 5834 5504
Страна           Экспорт, % от общего объема                
  2002 2003 2004 2005 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Общийобъемэкспорта                            
Беларуси, млн. $ 8098 9946 13752 15977 19734 32571 21282 25226 41419 45991 37232 36081 26660 23416
ЕС 28 49,2 36,7 44,1 45,5 43,9 43,6 30,1 37,9 38,2 28,2 29,5 32,1 24,2
Россия 50,1 32,5 47 35,8 34,7 32,2 31,5 38,9 35 35,4 45,2 42,2 39 46,2
Добавить комментарий
Проверочный код