Воскресенье, 19 Ноября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Минск готов отправить своих миротворцев на Донбасс, если «это будет приемлемо всем заинтересованным сторонам, для того, чтобы участвовать в решении миротворческих задач», - заявил глава МИД РБ Владимир Макей. А вы готовы стать миротворцем?
да, уже иду записываться в военкомат
нет, не хочу стать «цинковым мальчиком»
да, если много заплатят
да, надо помочь России очистить Украину от бандеровцев
нет, пусть туда едут дети топ-вертикальщиков
№25 (1101) 04 июля 2017г. Экономика

Экономика не независимости

07.07.2017, Ярослав Романчук

Особенности суверенного Госплана

День Независимости Беларуси-2017 - это не только фейерверки, пафосные речи, военный парад и автомобили «БелДжи» во главе колонны достижений народного хозяйства. Это хороший повод подвести итоги развития экономики, сверить национальные часы с мировым циферблатом и внести корректировки в планы и стратегии.

За 26 лет независимости Беларусь, несомненно, стала богаче, краше и приятней для жизни и самореализации. Не было войны и разрухи. Люди производили товары и услуги, увеличивали свои материальные и нематериальные активы. Хуже-лучше - это уже другой вопрос, но именно за время независимости большинство белорусов достигло пика своего благополучия. Доходы - около $1 тыс. в месяц примерно у 1,5 млн. граждан, средняя зарплата - более $620 и даже пенсия под $220 - все это было под флагом суверенной страны и ее первого и пока единственного президента. Однако пик уже пройден. Последние 7 лет страна проедает накопленные ресурсы, обнуляет созданный потенциал развития, держит в черном теле частный бизнес, который мог бы ликвидировать структурный, системный и институциональный кризис.

ЛЮДИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

26-ю годовщину независимости Беларуси празднует гораздо меньше граждан страны, чем аплодировали ей в 1991-м. Тогда население страны составляло 10190 тыс. В 1994г., когда в стране появился пост президента, белорусов было 10297,2 тыс. На начало 2017г. население страны составляло 9504,7 тыс., или на 792,5 тыс. меньше. Это очень болезненная потеря человеческого капитала. Рабочая сила в начале президентства Александра Лукашенко составляла примерно 4,5 млн. человек. На начало года занятых в экономике оказалось меньше на более чем 40 тыс. Пиковая занятость в Беларуси зафиксирована в 2009г. - 4686,1 тыс. В мае 2017г. этот показатель составил 4355,7 тыс. Сокращение рабочей силы за последние 7 лет на 330,4 тыс. человек свидетельствует о медленном, но неуклонном истощении ресурсов действующей модели. Ситуацию усугубляет острый демографический кризис и растущие пенсионные обязательства государства. Так, в середине 1990-х в Беларуси было 2,5 млн. пенсионеров. Сегодня их на 120 тыс. больше, а людей, делающих взносы в Фонд соцзащиты населения, стало гораздо меньше.

Справка «БелГазеты». На начало 1989г. в БССР молодежи до 15 лет было 2337 тыс., а на начало 2016г. - 1549,3 тыс., сокращение составило почти 780 тыс. человек. В 1989г. жителей Беларуси старше 55 лет было 2262 тыс., а на начало 2016г. уже 2779,1 тыс. Пожилых белорусов прибавилось почти 520 тыс.

За 26 лет независимости белорусские власти пальцем не пошевелили, чтобы провести пенсионную реформу. Не изменена структура производства и, соответственно, структура занятости. Не созданы условия для привлечения внешних и использования внутренних инвестиций. Из-за консервации старых производств, самоизоляции от внешнего мира и научно-технологической стагнации экономики страна не преодолела разрыв со странами Евросоюза по производительности труда, энергоэффективности и ресурсоемкости.

С середины 1990-х до начала 2000-х белорусская экономика выживала за счет российского рынка, энергозачетов, «серой» экономики и становления института предпринимательства. Затем пришла нефтегазовая блажь, стимулирование госинвестиций, разнузданная жизнь в долг, повышение зарплаты в отрыве от роста производительности труда.

С конца 2000-х «белорусская модель», по сути дела, проедала накопленный «жирок». В итоге мы празднуем очередную годовщину независимости на этапе выжимания последних соков из старой модели, не представляя, как сбалансировать экономику без внешних кредитов и российской поддержки.

Без кардинального изменения институтов развития и роста власти Беларуси вынуждены выбирать между несколькими весьма неприятными опциями: снижение размера пенсий, увеличение пенсионного возраста, повышение налогов, отдача за долги ценных активов, ­расширение зоны бедности, увеличение расходов на силовой блок для сохранения стабильности и порядка, ускорение эмиграции мозгов и денег.

КОНФЛИКТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ: ЛИБО СУВЕРЕНИТЕТ, ЛИБО РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ

Доверие как один из ключевых нематериальных активов также осталось вне внимания полисимейкеров. Производители товаров и услуг не доверяют власти, работают в условиях высокой законодательной и регуляторной неопределенности.

«Серая» экономика остается в объеме 35-40% ВВП. Бренд «Беларусь» не создал дополнительные бонусы и преимущества для национальных производителей, как, например, создает бренд «Швейцария», «Германия» или «Япония». Лишь в последние 2-3 года частный бизнес начали приглашать на отдельные переговорные площадки, но скорее не в качестве полноценного партнера, а как субъекта без права голоса при окончательном принятии решений.

Пожалуй, самый большой провал власти на пути создания независимого государства и устойчиво развивающейся экономики - это острый дефицит правовых и общественных институтов, обеспечивающих верховенство права и защиты частной собственности, гарантирующих равные условия работы на рынке. Государство сильно криминализировало экономическое законодательство, сделав ставку на «не пущать», «запрещать», «карать» и «конфисковать». Власть распорядителей чужого реализуется не только через институт собственности, но также через субъективные интерпретации зубодробительного регулярного законодательства.

Ручное управление - это когда чиновники решают, что такое необоснованный рост цен, нецелесообразное включение затрат в издержки производства, слишком низкая зарплата, слишком высокая прибыль, устойчивая работа предприятия и т.д. Это когда миллиарды долларов налогоплательщиков выдаются под бизнес-планы без профессионального финансового обоснования и расчетов. Наконец, это когда долги госпредприятий - в режиме субъективных решений номенклатуры и «крепких хозяйственников» - списываются или реструктуризируются за счет бюджета.

Распорядители чужого превратили экономику в неконкурентоспособную, неудобоваримую суспензию привилегий, преференций, льгот и номенклатурных фаворитов. VIP-номенклатура сохранила за собой управление примерно 80% активов страны, но ни одна коммерческая организация с госкапиталом не имеет качественной системы корпоративного управления. В результате - растущее противоречие между целью укрепления суверенитета страны и задачей сохранения ручного управления стареющего номенклатурного хозяйства.

Власти продолжают ориентироваться на вал, а не на качественные показатели реализации коммерческих проектов. Многие номенклатурные «точки роста», которые получили статус «слишком-большой/важный-чтобы-обанкротиться» превратились в бюджетных иждивенцев, генераторов долгов, неплатежей и рабочих мест с низким уровнем оплаты труда.

У руководства страны не хватило духу принять меры по ликвидации точек напряжения в экономике.

ПОДЕРЖАЛИСЬ ЗА ХВОСТ БЛАГОПОЛУЧИЯ - И ХВАТИТ, НЕЧЕГО ПРИВЫКАТЬ

В середине 1990-х ВВП на душу населения Беларуси составлял $1,2 тыс. Из-за свистопляски цен, курсов, изъятий в сборе и обработке данных узнать точную цифру невозможно. Фактические доходы тогда были выше из-за большого объема «серой» экономики. Сегодня ВВП на душу населения - около $5 тыс. Получается, что среднестатистический белорус стал более чем в 4 раза богаче, если измерять такой линейкой и опускать тот факт, что 3 года назад ВВП на душу населения превышал $8 тыс.

Однако более чем за 20 лет существенно изменились цены на товары и услуги. Граждане только прикоснулись к зарплате в $600 и выше. Сегодня найти работника, имеющего хотя бы $400 в BYN-эквиваленте, не так просто, особенно в регионах. А ведь повышение тарифов ЖКУ для населения до уровня 100-процентного покрытия производственных издержек еще впереди.

Как впереди и напряженное обслуживание госдолга. Если в середине 1990-х он составлял всего примерно 7% ВВП, то сегодня совокупный госдолг превысил 50% ВВП.

Наконец, впереди болезненная адаптация рынка труда к новой реальности. Едва ли пособие по безработице в $13 вкупе с налогом на «тунеядцев» и зарплатой в $150-200 в месяц смогут убедить работников связывать свое будущее с нашей страной. Трудовая миграция от скудности предложения на рынке труда, бегство частного капитала от ручной модели номенклатурного хозяйства - это реальные вызовы для сохранения независимости Беларуси. К сожалению, первый президент Беларуси и его многочисленная свита этого еще не осознали.

Добавить комментарий
Проверочный код