Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Минск готов отправить своих миротворцев на Донбасс, если «это будет приемлемо всем заинтересованным сторонам, для того, чтобы участвовать в решении миротворческих задач», - заявил глава МИД РБ Владимир Макей. А вы готовы стать миротворцем?
да, уже иду записываться в военкомат
нет, не хочу стать «цинковым мальчиком»
да, если много заплатят
да, надо помочь России очистить Украину от бандеровцев
нет, пусть туда едут дети топ-вертикальщиков
№24 (1100) 27 июня 2017г. Тема недели

«У меня большие сомнения, что сделка в данном виде - оптимальный вариант»

29.06.2017, Егор Слепаков

Новость о закупке Беларусью 12 истребителей Су-30СМ за $600 млн., безусловно, попала в топ обсуждаемых событий недели. Московская газета «Ведомости» сообщила, что при поставке самолетов будут использованы российские кредиты, темп поставок будет не слишком высокий, чтобы не создавать излишней нагрузки на бюджет: примерно 4 машины в год. Насколько разумен этот ход, есть ли здесь политические интриги или речь идет о чистой экономике, корреспондент «БелГазеты» выяснял у руководителя аналитического проекта Belarus Security Blog Андрея ПОРОТНИКОВА.

«У меня большие сомнения, что сделка в данном виде - оптимальный вариант»
  Фото: рисунок Василия Почицкого

МАРКЕР ОТНОШЕНИЙ

- Подписанный контракт на поставку истребителей Су-30СМ российского производства в Беларусь означает, что Александру Лукашенко удалось пробить в Кремле тему: вы нам лучше не авиабазу давайте, а самолеты?

- Не означает, потому что принципиальный вопрос - цена. Если это будут $50 млн. за единицу, как было озвучено со ссылкой на «Рособоронэкспорт», то это стоимость машины для заказчиков на международном рынке - Уганды, Индонезии, Индии, Вьетнама. Если нам выставляют такой же ценник, это будет маркером двусторонних политических отношений, ведь для внутреннего рынка Су-30 идет по цене $35 млн.

Москва же давит на то, что белорусские ВВС деградировали до уровня, не позволяющего надежно защищать воздушное пространство. При этом проблема существует из трех блоков.

Во-первых, находящиеся на вооружении самолеты технологически не соответствуют современным требованиям, а их модернизацию Россия заблокировала.

Во-вторых, машин не хватает численно: необходимо порядка 40 боеготовых единиц, у нас их всего 37, из которых активно эксплуатируются только 24. И закупка новой техники проблему не решает: высока вероятность того, что приобретаемые самолеты не пойдут в придачу, а заместят такое же количество находящихся у нас на вооружении МиГ-29.

В-третьих, у белорусских летчиков не хватает налета. Считается, что 100 часов - уровень, позволяющий летчику поддерживать должную квалификацию и гарантирующий выполнение поставленных боевых задач. У нас на текущий момент летчики имеют порядка 80 часов.

- А вопрос по российской авиабазе в Беларуси окончательно  закрыт? Или стороны к этой теме могут еще вернуться, чтобы, к примеру, обсудить скидку на те же истребители?

- Если к теме вернутся и вопрос начнет как-то решаться, то для Беларуси это будет означать как минимум очень большие сложности на западном направлении. После этого с вероятностью, близкой к 100%, с официальным Минском ни о чем существенном разговаривать не будут. Наличие авиабазы будет окончательно означать, что Беларусь подконтрольна России, но раз так, тогда и давайте разговаривать со взрослыми - с теми, кто принимает решения. Поэтому, думаю, возврат темы не в интересах белорусской стороны: другое дело, что россияне однозначно этот вопрос поднимут в будущем.

ПЕРЕСМОТРЕТЬ ЖЕЛАНИЯ

- Кто окажется в выигрыше от сделки по Су? Достигнет ли Кремль главной внешнеполитической цели - втянуть РБ в противостояние с Западом путем оснащения своего союзника, граничащего со странами НАТО, ударными истребителями?

- В выигрыше окажется корпорация «Иркут». С учетом снижения заказов на поставки для внутреннего рынка, она получит заказ, который позволит смягчить сжатие рынка и сохранить квалификацию и компетенцию для производства этих машин. Я не стал бы рассматривать какие-то внешнеполитические моменты: их нет вообще, это вопрос управленческого решения по покупке - по крайней мере, по утверждению возможного формата сделки.

$50 млн. за штуку - коммерческая стоимость, все очень просто. Есть большие сомнения, что белорусско-российские отношения в настоящее время сохраняют характер эксклюзивности, что это некие особые для Кремля отношения и они готовы в них вкладываться.

Все проще: пожалуйста, платите деньги и усилите свое ПВО.

Для Беларуси в свою очередь очень важен организационно-военный момент: авиация стареет и с ней надо что-то делать. Понятно, что нужны новые машины других годов производства, других технологических решений, и у меня большие сомнения, что Су-30СМ или, по крайней мере, та сделка в том виде, в котором она проходит, - это оптимальный вариант. Это не решение проблемы, а создание массы новых проблем организационного и финансового характера. Находящийся сейчас на вооружении МиГ-29 - легкая машина, она имеет другую стоимость эксплуатации по сравнению с Су-30СМ - тяжелым многофункциональным истребителем.

Другой момент, что, как ни крути, получается, что у нас в авиапарке будет два типа истребителей, а это значительно усложнит логистику - обеспечение, ремонт и т.д. Если уже менять, то менять все сразу - покупать всю необходимую партию (в кредит или нет - неважно), это в итоге окажется дешевле.

Во-первых, можно будет торговаться за счет того, что партия более крупная; во-вторых, это в принципе позволит перейти на один тип самолета и упростить часть технического обеспечения, сделать его дешевле. Немаловажно и то, что, когда  покупаешь крупную партию, ты можешь не только торговаться, но и требовать наличия пакетных сделок. В международной практике принято, что крупные контракты сопровождаются, например, обязательством продавца инвестировать в экономику покупателя какой-то процент от этого контракта - обычно порядка 30%.

СПОР ПОКОЛЕНИЙ

- На своей странице в Facebook вы утверждаете, что стоимость эксплуатации нового самолета, включая поддержание навыков летчиков-истребителей, потянет на 40% расходов, или $175 млн., выделенных в 2016г. на национальную оборону. Где вы взяли эти цифры?

- Это оценочная цифра - российский производитель в отличие от западных не предоставляет информацию о стоимости летного часа. На Западе информация открыта, правда, другое дело, как они этот час считают. Озвученные цифры - оценочные данные, которые базируются в том числе на исследовании РБК о стоимости военной операции России в Сирии.

На самом деле цифра может быть больше, потому что они исходили из нынешней стоимости авиационного керосина. Беларусь покупает в России нефть по внутрироссийским ценам, но в обозримой перспективе эта халява закончится. И $35 тыс. за летный час могут превратиться в $40-43 тыс.

- Там же вы пишете, что РБ более выгодно было получить из РФ МиГ-29СМТ. Чем этот вариант лучше? Только лишь упрощением логистики, о чем вы говорили выше?

- На самом деле нет смысла говорить о лучшем или худшем, правильнее отметить, что сделка по Су-30СМ неуместна ни по времени, ни по виду, ни по своему формату.

А МиГ-29 позволяет выполнять и текущие задачи, и те, что появятся в ближайшие лет десять. Другое дело, что опять возникает вопрос с модернизацией, которая заблокирована Россией.

Сейчас Россия снимает с вооружения 34 истребителя МиГ-29СМТ, которые они в свое время пытались продать в Алжир. Это машины 10-летней давности: они свежие, с гораздо большими возможностями по сравнению с теми машинами, что есть у нас. Они их снимают и что-то будут с ними делать: продавать, раздавать по музеям - точно не знаю.

С белорусской стороны было бы более рационально обратить внимание на то, чтобы взять эти машины в лизинг и закрыть вопрос на 10-15 лет. Почему в лизинг и на такой срок? Предлагаемая для покупки Су-30СМ - машина 4-го поколения, сейчас уже приходит на смену поколение 5-е. Надо осторожно рассматривать вопрос, насколько новая техника имеет неоспоримые преимущества над предшественниками, какова стоимость ее жизненного цикла - масса технических вопросов, которые до сих пор не выяснены.

При этом есть один нюанс: смена поколений авиации происходит не только у нас. Польша рассматривает покупку F-35, Россия планирует начать мелкосерийное  производство Т-50, поэтому мы должны понимать, что, покупая сейчас новые самолеты 4-го поколения, мы подписываемся под эту тему на ближайшие 40-50 лет - срок службы современной машины. Передумать лет через 10 и сказать, что, извините, вышло 5-е поколение и мы хотим его - можно, но кто будет нести ответственность за уже вложенные деньги и что делать с машинами, которые уже закуплены? Сейчас более рационально взять паузу: посмотреть, как будет развиваться новое поколение боевой авиации; насколько те преимущества, о которых говорят, имеют место быть; какова стоимость эксплуатации машин - и тогда принимать решение.

В любом случае 4-е поколение для стран третьего мира будет производиться еще 25-30 лет. Но мы должны для себя решить, готовы ли подписываться под реальное технологическое отставание на следующие 30-40 лет по части боевой авиации.

ПЕШКОМ ДО ЛУНЫ

- Что сейчас представляет собой белорусский ВПК? Чем мы можем гордиться?

- Традиционно это оптика, системы радиолокации, безусловно, - колесные шасси. Тот же самый «Полонез», который будет эволюционировать в направлении полноценного ударного ракетного комплекса. Думаю, что при наличии политического решения и финансирования, это может быть система ПВО средней дальности, которая хоть и не станет революционной и прорывной, но будет на уровне, который позволит ее продавать. Беларусь не является лидером в этой сфере, мы - крепкий середняк, поэтому надо держаться середины, сохранять хороший темп.

В ВПК мало госсредств, там, в основном, частные деньги либо оборотные средства предприятий: когда речь идет о своем, ты активно пользуешься калькулятором. Приведу пример: года три назад носились с идеей поставить отечественный двигатель на наши беспилотники. Но потом сделали подсчеты и поняли, что дешевле покупать китайские, немецкие, итальянские.

- А что с белорусскими боевыми роботами, о которых время от времени громогласно заявляют представители отечественного ВПК?

- Говорить об этом несерьезно. Да, это интересно - ездит, крутится: это найдет своего покупателя, но говорить, что это передовые вещи, - не стоит. Это технологический  демонстратор, до серьезного образца - как до Луны пешком.

На одной из выставок Milex показывали вертолет: прилепили к нему два то ли огнемета, то ли реактивных гранатомета. Причем позиционировали как машину для городских сражений. Вы с ума сошли? Во-первых, там нет системы наведения, он стреляет по принципу: выстрелил куда-то туда. Во-вторых, у него двигатель внутреннего сгорания: он шума производит, как советская «Волга» - за полтора километра слышно, что он подлетает. Это классический образец рекламных маркетинговых ходов: показать, что мы можем все это сделать, но могли бы лучше, если бы нам дали денег. Я понимаю производителей - это борьба за существование, но я не уверен, что образцы пойдут в серию и вызовут интерес на рынке.

Справка «БелГазеты». Андрей Поротников родился в 1978г. в Бобруйске. По окончании юрфака БГУ работал в следственных органах МВД и страховом бизнесе. В 2011г. основал аналитический проект Belarus Security Blog.

 

Добавить комментарий
Проверочный код