Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Президент России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для экспорта нефтепродуктов. Чем это грозит Беларуси в случае отказа от смены логистики?
сокращением поставок нефти из РФ
введением РФ пошлин на нефть
ростом экспорта из РБ нефтепродуктов под видом разбавителей/растворителей
российские войска останутся в РБ после «Запада-2017»
ничем, накануне выборов Путин не пойдет на конфликт с Минском
№24 (1100) 27 июня 2017г. Тема недели

Белый аист летит

28.06.2017, Янка Грыль

12 Су-30СМ пополнят авиапарк ВВС Беларуси

Беларусь покупает российские многоцелевые истребители Су-30СМ. Эта жизнеутверждающая весть на прошлой неделе резко ворвалась в топы интернет-новостей, радуя одних искушенных в многовекторности белорусских патриотов и причиняя ощутимое беспокойство другим.

Белый аист летит
  Фото: рисунок Василия Почицкого

Новость о покупке Су-30СМ пришла 20 июня не из Минска или Москвы, а из парижского пригорода Ле Бурже, где проходил традиционный авиасалон. Агентство ТАСС сообщило о сделке со ссылкой на директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрия Шугаева: «Контракт на поставку партии Су-30СМ заключен. Его реализация будет идти поэтапно, в соответствии с установленными сроками». ТАСС напомнило, что ранее намерение пополнить авиапарк Су-30СМ (до 2020г. и в количестве не менее эскадрильи) выражал командующий ВВС и ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев.

Справка «БелГазеты». Су-30СМ (серийный модернизированный) - тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++. Создан на основе Су-30МКИ. Первый полет совершил в 2012г. Основная задача - завоевание господства в воздухе, удары по наземным целям, прикрытие авиагруппировок, противодействие вражеским системам РЭБ. Отличается высокой маневренностью, достигаемой за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги. Бортовая радиоэлектроника разрабатывалась в рамках концепции открытой архитектуры борта, что позволяет модернизировать ее с минимумом затрат. Экипаж - 2 человека. Максимальная взлетная масса - 34,5 т. Максимальная скорость - 2125 км/ч, радиус действия - 1500 км. Вооружение: 30-миллиметровая пушка ГШ-30-1, 12 точек подвески. Боевая нагрузка - 8 т.

По-молодецки оперативно, в тот же день, новость подтвердила пресс-служба Минобороны (МО) РБ: «В целях обновления парка боевых летательных аппаратов заключен контракт с Россией на поставку партии самолетов Су-30СМ. Всего планируется приобрести 12 боевых машин». Далее был обнародован комментарий главы МО генерал-лейтенанта Андрея Равкова, уточнившего, что исполнение контракта «будет растянуто по времени года на три» и что «как только будет начало финансирования, этот контракт вступает в силу».

Далее поделились инсайдом «Ведомости», ссылающиеся на менеджера ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», куда входит и производитель Су «Иркут»: закупаться истребители будут на российский кредит, по 4 машины в год, чтобы не обременять бюджет. 12 Су-30СМ обойдутся Беларуси примерно в $600 млн. Кроме того, источник, близкий к руководству «Рособорон­экспорта», отметил, что контракт представляет собой прямую сделку, заключенную без участия российского госпосредника. Насчет бюджета и отсутствия посредников оговорка уместная: бюджетные расходы РБ на оборонные нужды в этом году заметно меньше суммы контракта.

Справка «БелГазеты». В бюджете РБ на 2017г. предусмотрены расходы на нужды национальной обороны в размере BYN924 млн.

Белорусский эксперт по военным вопросам Александр Алесин еще до инсайда «Ведомостей» прогнозировал, что Москва может «пойти на льготирование цен», «колоссальную рассрочку», лизинг и т.п. Так или иначе, условия сделки выглядят весьма щадящими.

ДОВОДЫ ПОКУПАТЕЛЯ

Проблема обновления авиапарка отечественных ВС назрела еще в 2009-12гг., когда в следовавших друг за другом авиакатастрофах ВВС и ПВО Беларуси потеряли 5 самолетов и 8 пилотов. Выработка ресурса техникой советских времен стала очевидной - как и вопрос о снятии с вооружения устаревших моделей и замене их современными. Су-30СМ должен прийти на смену Су-27. Об экономической составляющей вопроса уже высказался Двигалев: «Су-27 - очень дорогостоящий в эксплуатации самолет, с большим расходом топлива. В условиях небольшой территории РБ его использование нецелесообразно. Даже при проверке контрольными целями, поднимая Су-27 с базы в Барановичах, мы вынуждены были практически полтора часа держать его в воздухе после выполнения задания, чтобы он выработал топливо».

О достижении предварительного соглашения о поставке Су-30СМ с производителем - корпорацией «Иркут» - еще в феврале 2016г. писала «Советская Белоруссия». При этом замминистра обороны генерал-майор Игорь Лотенков аргументированно рассказывал об исчерпании ресурса еще одного истребителя, находящего на вооружении ВВС РБ, - МиГ-29: «Этим самолетам уже около 30 лет, хотя первоначально они рассчитывались на 20-летний период эксплуатации. Подсчитав, во что выливается нам их содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования… Возможности по уничтожению воздушных целей после приобретения Су-30 увеличатся, а боевые задачи… можно будет выполнить с любого аэродрома страны». В публикации фигурирует еще один довод в пользу Су-30СМ: на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах эта модель уже обслуживалась. Год спустя, в феврале 2017г., в том же издании о планах покупки Су-30СМ рассказывал генерал-лейтенант Равков.

Если мало двух генерал-майоров и одного генерал-лейтенанта, обратимся к авторитету верховного главнокомандующего Александра Лукашенко, который совсем недавно экспрессивно и с жизнеподобными деталями поведал, как обсуждал этот вопрос с Владимиром Путиным: «Мы договорились в Совбезе РБ, что нам надо, какие виды вооружений. И я ему об этом сказал. Правда, он сразу подскочил: «А ты знаешь, сколько это стоит?» Я говорю: «Знаю, про самолеты Су-30 - ну, $20-25 млн.». Да, говорю, ладно, половину я заплачу. Потому что они нам нужны сейчас! Потому что старые модели Су и МиГи выходят из эксплуатации, и нам надо более современные».

Безусловно, наш главком любит и умеет сбивать цену - на этом поле брани им одержано немало славных побед; $50 млн. за истребитель, по версии «Ведомостей», это, конечно, не $20-25 млн. Но экспортная цена Су-30СМ начинается с $30-40 млн. плюс радиоэлектроника, вооружение, боекомплект и т.п. Алесин в интервью «Белсату» препарировал ценообразование контракта так: $25 млн. - самолет, $25 млн. - оружие и БК.

Цена более чем дружелюбная, да еще при кредите и фактически трехгодичной рассрочке. В общем, сделка вполне соответствует установке главы государства на перевооружение ВС РБ «или за их счет, или за малую цену».

ДОВОДЫ ПРОДАВЦА

Характерно, что Су-30СМ для белорусских ВВС не оказались бесплатными. Вместе с тем, если посмотреть на проблему глазами российских военных, в случае оголения неба над территорией союзника прикрывать его придется ВКС РФ - возможно, на тех же Су-30СМ, количество которых к 2020г. должно составить 170-180 бортов. Иными словами, это неизбежные расходы. В Ле Бурже гендиректор Рособоронэкспорта Александр Михеев заявил о готовности поставлять вооружение даже странам НАТО (разумеется, с разрешения президента РФ) и перечислил новейшие разработки, которые экспортироваться не будут: танк Т-14 и другие машины на платформе «Армата», ЗРК С-500 «Прометей», истребитель 5-го поколения Т-50.

Су-30СМ в этом списке не фигурирует - это развитие экспортных модификаций Су-30, добротная и универсальная «рабочая лошадка», серийное производство и эксплуатация которой уже отлажены. Так что любимые СМИ по обе стороны границы опасения о том, что Беларусь непременно продаст истребители потенциальному противнику, отметаем. Су-30СМ состоит на вооружении ВВС Казахстана, авионику к нему по экспортным контрактам производят в Израиле и Италии, да и вообще все, кому положено разбираться в авиации лучше журналистов, эту модель и так знают.

Справка «БелГазеты». По данным Рособоронэкспорта, ВВС Индии принято свыше 240 Су-30МКИ из 272 законтрактованных. В Азиатско-Тихоокеанский регион поставлено более 250 Су: по статистике Military Balance 2017, в ВВС Вьетнама числятся 35 Су-30МК2, в Королевских ВВС Малайзии - 18 Су-30МКМ, в ВВС Индонезии - 2 Су-30МК и 9 Су-30МК2. В самой России МО РФ законтрактовано 116 Су-30СМ - 88 для ВКС и 28 для ВМФ. По данным «Вестника ВПК», на май 2017г. в войска передано 83 машины, в т.ч. 66 в ВКС. Всего в рамках госпрограммы вооружений до 2020г. ВКС РФ ежегодно получают 150-160 самолетов и вертолетов.

Еще один аргумент российской стороны в пользу контракта с РБ связан с общим состоянием авиарынка: участники выставки в Ле Бурже констатировали спад спроса и тенденцию к снижению цен. На фоне этого негативного тренда вполне рационально выглядит установка на поддержание сбыта и уровня загрузки производственных мощностей. Авиатехника - это почти половина экспорта российского ВПК, и большая часть портфеля заказов приходится на недорогие многофункциональные модели типа Су-30 и Як-130. Таким образом, коммерческие резоны предоставляемых Беларуси льгот вполне очевидны.

ХАЙ ЛЯТАЕ

Белорусский спрос на Су-30СМ возник не на ровном месте и не вчера, а еще в 2009-12гг. Российское предложение тогда уже наличествовало, да и денег было не в пример больше.

7-8 лет были потрачены на попытки получить у РФ самолеты бесплатно или подешевле, из них 3-4 года - на игру с фантомом авиабазы ВКС РФ на территории РБ. Как уже констатировала «БелГазета», этот фантом был прежде всего политическим товаром, который хорошо продавался как на внешних (на Востоке - под маркой «союзничества», на Западе - под брендом «многовекторности»), так и на внутриполитическом рынке: «суверенитет», «Москва давит», «всем сплотиться вокруг главкома» и пр. В конце концов, президент решил, что база не нужна, нужны истребители: «Дайте нам эти самолеты, не хотите отдать, продать - дайте в аренду».

Между тем проблема прикрытия воздушного пространства осталась, и нужно ее как-то решать. Исторически сложилось так, что нашу миролюбивую родину в ее суверенном небе периодически щелкают по носу какие-то совсем уж легкомоторные плюшевые зверьки.

Справка «БелГазеты». 4 июля 2012г. сотрудники шведского пиар-агентства Studio Total, стартовав на легкомоторном самолете с аэродрома в Литве, вторглись в воздушное пространство РБ и пробыли в нем 1 час 20 минут, разбросав 800 плюшевых медведей. Реакции со стороны белорусской ПВО не последовало. А 19 апреля 2017г. литовский легкомоторный самолет, пилотируемый гражданами Литвы и Дании, углубился на территорию РБ на 8 км: пилоты якобы увлеклись разговором.

Из покупки Су-30СМ вряд ли получится новый медиа-фантом вроде авиабазы - все завязано на добрую волю и длинный рубль дорогих россиян. Критика сделки «незалежнымi медыямi» пока ведется по двум направлениям: 1) утилитарному (дороговизна эксплуатации, высокий расход топлива и пр.); 2) популистскому (купить бы на эти $600 млн. неимущим старушкам картошки, а деткам - конфет).

Первый путь для молодого гражданского общества Беларуси продуктивнее. Так и видятся комиссии блогеров, гражданских активистов, экологов и т.п., в ходе неожиданных выборочных проверок аэродромов контролирующие топливные баки Су-30СМ или ведущие затяжные переговоры с «Иркутом» об изменении ТТХ машины с последующим ее переводом на биотопливо.

Опять же, гражданское общество может показать МО РБ пример эффективного менеджмента, пробив через своих партнеров в Европе контракт на поставку нашим ВВС Eurofighter Typhoon EF-2000 ($120 млн. за шт.), который, как уверяют производители, на 30% экономичнее Су по расходу топлива. Ну, на тех же условиях - в кредит, с рассрочкой на 3 года, по $50 млн. за машину? Не получится? Может, тогда боевой дельтаплан с пугачами - экономно, экологично, модно, молодежно?

Что касается критики контракта с популистских позиций, то тут все весьма прозрачно: за независимость нужно платить. Например, воздушное пространство стран Балтии, которым не по карману боевая авиация, как правило, патрулируют ВВС союзников по НАТО - скажем, Польши. Вы готовы отдать безопасность на аутсорсинг? Это возвращает в повестку дня сюжет с российской авиабазой, так любимый «незалежнымi медыямi». Хотите авиабазу? Или краудфандингом будем на Eurofighter собирать?

Добавить комментарий
Проверочный код