Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№24 (1100) 27 июня 2017г. Тема недели

Белый аист летит

28.06.2017, Янка Грыль

12 Су-30СМ пополнят авиапарк ВВС Беларуси

Беларусь покупает российские многоцелевые истребители Су-30СМ. Эта жизнеутверждающая весть на прошлой неделе резко ворвалась в топы интернет-новостей, радуя одних искушенных в многовекторности белорусских патриотов и причиняя ощутимое беспокойство другим.

Белый аист летит
  Фото: рисунок Василия Почицкого

Новость о покупке Су-30СМ пришла 20 июня не из Минска или Москвы, а из парижского пригорода Ле Бурже, где проходил традиционный авиасалон. Агентство ТАСС сообщило о сделке со ссылкой на директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрия Шугаева: «Контракт на поставку партии Су-30СМ заключен. Его реализация будет идти поэтапно, в соответствии с установленными сроками». ТАСС напомнило, что ранее намерение пополнить авиапарк Су-30СМ (до 2020г. и в количестве не менее эскадрильи) выражал командующий ВВС и ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев.

Справка «БелГазеты». Су-30СМ (серийный модернизированный) - тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++. Создан на основе Су-30МКИ. Первый полет совершил в 2012г. Основная задача - завоевание господства в воздухе, удары по наземным целям, прикрытие авиагруппировок, противодействие вражеским системам РЭБ. Отличается высокой маневренностью, достигаемой за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги. Бортовая радиоэлектроника разрабатывалась в рамках концепции открытой архитектуры борта, что позволяет модернизировать ее с минимумом затрат. Экипаж - 2 человека. Максимальная взлетная масса - 34,5 т. Максимальная скорость - 2125 км/ч, радиус действия - 1500 км. Вооружение: 30-миллиметровая пушка ГШ-30-1, 12 точек подвески. Боевая нагрузка - 8 т.

По-молодецки оперативно, в тот же день, новость подтвердила пресс-служба Минобороны (МО) РБ: «В целях обновления парка боевых летательных аппаратов заключен контракт с Россией на поставку партии самолетов Су-30СМ. Всего планируется приобрести 12 боевых машин». Далее был обнародован комментарий главы МО генерал-лейтенанта Андрея Равкова, уточнившего, что исполнение контракта «будет растянуто по времени года на три» и что «как только будет начало финансирования, этот контракт вступает в силу».

Далее поделились инсайдом «Ведомости», ссылающиеся на менеджера ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», куда входит и производитель Су «Иркут»: закупаться истребители будут на российский кредит, по 4 машины в год, чтобы не обременять бюджет. 12 Су-30СМ обойдутся Беларуси примерно в $600 млн. Кроме того, источник, близкий к руководству «Рособорон­экспорта», отметил, что контракт представляет собой прямую сделку, заключенную без участия российского госпосредника. Насчет бюджета и отсутствия посредников оговорка уместная: бюджетные расходы РБ на оборонные нужды в этом году заметно меньше суммы контракта.

Справка «БелГазеты». В бюджете РБ на 2017г. предусмотрены расходы на нужды национальной обороны в размере BYN924 млн.

Белорусский эксперт по военным вопросам Александр Алесин еще до инсайда «Ведомостей» прогнозировал, что Москва может «пойти на льготирование цен», «колоссальную рассрочку», лизинг и т.п. Так или иначе, условия сделки выглядят весьма щадящими.

ДОВОДЫ ПОКУПАТЕЛЯ

Проблема обновления авиапарка отечественных ВС назрела еще в 2009-12гг., когда в следовавших друг за другом авиакатастрофах ВВС и ПВО Беларуси потеряли 5 самолетов и 8 пилотов. Выработка ресурса техникой советских времен стала очевидной - как и вопрос о снятии с вооружения устаревших моделей и замене их современными. Су-30СМ должен прийти на смену Су-27. Об экономической составляющей вопроса уже высказался Двигалев: «Су-27 - очень дорогостоящий в эксплуатации самолет, с большим расходом топлива. В условиях небольшой территории РБ его использование нецелесообразно. Даже при проверке контрольными целями, поднимая Су-27 с базы в Барановичах, мы вынуждены были практически полтора часа держать его в воздухе после выполнения задания, чтобы он выработал топливо».

О достижении предварительного соглашения о поставке Су-30СМ с производителем - корпорацией «Иркут» - еще в феврале 2016г. писала «Советская Белоруссия». При этом замминистра обороны генерал-майор Игорь Лотенков аргументированно рассказывал об исчерпании ресурса еще одного истребителя, находящего на вооружении ВВС РБ, - МиГ-29: «Этим самолетам уже около 30 лет, хотя первоначально они рассчитывались на 20-летний период эксплуатации. Подсчитав, во что выливается нам их содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования… Возможности по уничтожению воздушных целей после приобретения Су-30 увеличатся, а боевые задачи… можно будет выполнить с любого аэродрома страны». В публикации фигурирует еще один довод в пользу Су-30СМ: на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах эта модель уже обслуживалась. Год спустя, в феврале 2017г., в том же издании о планах покупки Су-30СМ рассказывал генерал-лейтенант Равков.

Если мало двух генерал-майоров и одного генерал-лейтенанта, обратимся к авторитету верховного главнокомандующего Александра Лукашенко, который совсем недавно экспрессивно и с жизнеподобными деталями поведал, как обсуждал этот вопрос с Владимиром Путиным: «Мы договорились в Совбезе РБ, что нам надо, какие виды вооружений. И я ему об этом сказал. Правда, он сразу подскочил: «А ты знаешь, сколько это стоит?» Я говорю: «Знаю, про самолеты Су-30 - ну, $20-25 млн.». Да, говорю, ладно, половину я заплачу. Потому что они нам нужны сейчас! Потому что старые модели Су и МиГи выходят из эксплуатации, и нам надо более современные».

Безусловно, наш главком любит и умеет сбивать цену - на этом поле брани им одержано немало славных побед; $50 млн. за истребитель, по версии «Ведомостей», это, конечно, не $20-25 млн. Но экспортная цена Су-30СМ начинается с $30-40 млн. плюс радиоэлектроника, вооружение, боекомплект и т.п. Алесин в интервью «Белсату» препарировал ценообразование контракта так: $25 млн. - самолет, $25 млн. - оружие и БК.

Цена более чем дружелюбная, да еще при кредите и фактически трехгодичной рассрочке. В общем, сделка вполне соответствует установке главы государства на перевооружение ВС РБ «или за их счет, или за малую цену».

ДОВОДЫ ПРОДАВЦА

Характерно, что Су-30СМ для белорусских ВВС не оказались бесплатными. Вместе с тем, если посмотреть на проблему глазами российских военных, в случае оголения неба над территорией союзника прикрывать его придется ВКС РФ - возможно, на тех же Су-30СМ, количество которых к 2020г. должно составить 170-180 бортов. Иными словами, это неизбежные расходы. В Ле Бурже гендиректор Рособоронэкспорта Александр Михеев заявил о готовности поставлять вооружение даже странам НАТО (разумеется, с разрешения президента РФ) и перечислил новейшие разработки, которые экспортироваться не будут: танк Т-14 и другие машины на платформе «Армата», ЗРК С-500 «Прометей», истребитель 5-го поколения Т-50.

Су-30СМ в этом списке не фигурирует - это развитие экспортных модификаций Су-30, добротная и универсальная «рабочая лошадка», серийное производство и эксплуатация которой уже отлажены. Так что любимые СМИ по обе стороны границы опасения о том, что Беларусь непременно продаст истребители потенциальному противнику, отметаем. Су-30СМ состоит на вооружении ВВС Казахстана, авионику к нему по экспортным контрактам производят в Израиле и Италии, да и вообще все, кому положено разбираться в авиации лучше журналистов, эту модель и так знают.

Справка «БелГазеты». По данным Рособоронэкспорта, ВВС Индии принято свыше 240 Су-30МКИ из 272 законтрактованных. В Азиатско-Тихоокеанский регион поставлено более 250 Су: по статистике Military Balance 2017, в ВВС Вьетнама числятся 35 Су-30МК2, в Королевских ВВС Малайзии - 18 Су-30МКМ, в ВВС Индонезии - 2 Су-30МК и 9 Су-30МК2. В самой России МО РФ законтрактовано 116 Су-30СМ - 88 для ВКС и 28 для ВМФ. По данным «Вестника ВПК», на май 2017г. в войска передано 83 машины, в т.ч. 66 в ВКС. Всего в рамках госпрограммы вооружений до 2020г. ВКС РФ ежегодно получают 150-160 самолетов и вертолетов.

Еще один аргумент российской стороны в пользу контракта с РБ связан с общим состоянием авиарынка: участники выставки в Ле Бурже констатировали спад спроса и тенденцию к снижению цен. На фоне этого негативного тренда вполне рационально выглядит установка на поддержание сбыта и уровня загрузки производственных мощностей. Авиатехника - это почти половина экспорта российского ВПК, и большая часть портфеля заказов приходится на недорогие многофункциональные модели типа Су-30 и Як-130. Таким образом, коммерческие резоны предоставляемых Беларуси льгот вполне очевидны.

ХАЙ ЛЯТАЕ

Белорусский спрос на Су-30СМ возник не на ровном месте и не вчера, а еще в 2009-12гг. Российское предложение тогда уже наличествовало, да и денег было не в пример больше.

7-8 лет были потрачены на попытки получить у РФ самолеты бесплатно или подешевле, из них 3-4 года - на игру с фантомом авиабазы ВКС РФ на территории РБ. Как уже констатировала «БелГазета», этот фантом был прежде всего политическим товаром, который хорошо продавался как на внешних (на Востоке - под маркой «союзничества», на Западе - под брендом «многовекторности»), так и на внутриполитическом рынке: «суверенитет», «Москва давит», «всем сплотиться вокруг главкома» и пр. В конце концов, президент решил, что база не нужна, нужны истребители: «Дайте нам эти самолеты, не хотите отдать, продать - дайте в аренду».

Между тем проблема прикрытия воздушного пространства осталась, и нужно ее как-то решать. Исторически сложилось так, что нашу миролюбивую родину в ее суверенном небе периодически щелкают по носу какие-то совсем уж легкомоторные плюшевые зверьки.

Справка «БелГазеты». 4 июля 2012г. сотрудники шведского пиар-агентства Studio Total, стартовав на легкомоторном самолете с аэродрома в Литве, вторглись в воздушное пространство РБ и пробыли в нем 1 час 20 минут, разбросав 800 плюшевых медведей. Реакции со стороны белорусской ПВО не последовало. А 19 апреля 2017г. литовский легкомоторный самолет, пилотируемый гражданами Литвы и Дании, углубился на территорию РБ на 8 км: пилоты якобы увлеклись разговором.

Из покупки Су-30СМ вряд ли получится новый медиа-фантом вроде авиабазы - все завязано на добрую волю и длинный рубль дорогих россиян. Критика сделки «незалежнымi медыямi» пока ведется по двум направлениям: 1) утилитарному (дороговизна эксплуатации, высокий расход топлива и пр.); 2) популистскому (купить бы на эти $600 млн. неимущим старушкам картошки, а деткам - конфет).

Первый путь для молодого гражданского общества Беларуси продуктивнее. Так и видятся комиссии блогеров, гражданских активистов, экологов и т.п., в ходе неожиданных выборочных проверок аэродромов контролирующие топливные баки Су-30СМ или ведущие затяжные переговоры с «Иркутом» об изменении ТТХ машины с последующим ее переводом на биотопливо.

Опять же, гражданское общество может показать МО РБ пример эффективного менеджмента, пробив через своих партнеров в Европе контракт на поставку нашим ВВС Eurofighter Typhoon EF-2000 ($120 млн. за шт.), который, как уверяют производители, на 30% экономичнее Су по расходу топлива. Ну, на тех же условиях - в кредит, с рассрочкой на 3 года, по $50 млн. за машину? Не получится? Может, тогда боевой дельтаплан с пугачами - экономно, экологично, модно, молодежно?

Что касается критики контракта с популистских позиций, то тут все весьма прозрачно: за независимость нужно платить. Например, воздушное пространство стран Балтии, которым не по карману боевая авиация, как правило, патрулируют ВВС союзников по НАТО - скажем, Польши. Вы готовы отдать безопасность на аутсорсинг? Это возвращает в повестку дня сюжет с российской авиабазой, так любимый «незалежнымi медыямi». Хотите авиабазу? Или краудфандингом будем на Eurofighter собирать?

Добавить комментарий
Проверочный код