Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№18 (1094) 16 мая 2017г. Тема недели

Пояс затянуть - и в путь

17.05.2017, Янка Грыль

OBOR: плюсы, минусы, подводные камни

Международный форум «Один пояс, один путь» (OBOR) в Пекине, на который отбыл президент РБ, является ключевым событием года в белорусско-китайских отношениях. Будущее этих отношений во многом будет определяться тем, как Беларусь воспринимает концепцию OBOR и на каких условиях она намерена встраиваться в Экономический Пояс Шелкового Пути (ЭПШП).

Пояс затянуть - и в путь
Открытие форума «Один пояс, один мир» 14 мая - Китай начал строительство для себя синоцентричного мира. Кто не успел - тот опоздал
  Фото: president.gov.by

Накануне открытия форума OBOR свое участие в нем подтвердили 29 глав государств и правительств и 3 руководителя международных организаций, включая генсека ООН. Кроме того, в форуме, как передает ИА «Синьхуа», примут участие порядка 1500 представителей «различных общественных кругов из более чем 130 стран». Для освещения мероприятия аккредитовано более 4 тыс. журналистов. Большинство стран, решивших вплести свои нитки в китайский «путевой пояс», расположены либо в Юго-Восточной Азии, куда в последние десятилетия окончательно сместился центр глобальной экономической активности, либо в Центральной Азии - бедном, проблемном, недоинвестированном и потому крайне заинтересованном во внимании КНР регионе. Вопреки очевидным политическим предубеждениям лидеры РБ и РФ Александр Лукашенко и Владимир Путин окажутся не единственными европейскими гостями саммита. Из лидеров G7 в Пекине ждут премьер-министра Италии Паоло Джентилони, а вот его британская коллега Тереза Мэй вынуждена вместо себя прислать подчиненных. Из восточноевропейских лидеров на форум собирается президент Чехии Милош Зееман, назвавший Пояс и Путь «великой концепцией».

Ожидается, что выдвинувший в 2013г. идею OBOR председатель КНР Си Цзиньпин 14 мая выступит с программной речью на открытии форума, за которым последует пленарное заседание высокого уровня. 15 мая Си собирается председательствовать на саммите за круглым столом и подводить итоги. В общем, размах мероприятия не оставляет сомнений: Пекин проводит смотр собственной евразийской интеграционной группировки, намного более крупной, чем ЕАЭС.

Справка «БелГазеты». По официальной версии МИД КНР, инициатива «Один пояс, один путь» включает в себя и отражает документы Ген­ассамблеи ООН, Совбеза ООН, ЭСКАТО, АТЭС, форума «Азия - Европа» и других международных организаций. Экономический потенциал OBOR сегодня опирается на AIIB (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) с капиталом $100 млрд. и 57 стран-участниц, Новый банк развития ($50 млрд.), Фонд Шелкового пути ($40 млрд.).

ПОПЕРЁК КОНТИНЕНТА

Осенью 2013г., когда Си впервые вещал про Пояс и Путь от Пекина до Лиссабона, казалось, что речь идет исключительно о транспортно-инфраструктурном проекте: Морской Шелковый путь XXI в. плюс сухопутный Экономический пояс. Но от Пекина до Лиссабона можно добраться многими маршрутами. Поэтому на практике, по мере вовлечения в проект все новых стран, инициатива демонстрировала все большие возможности транзитной комбинаторики. Сегодня специалисты навскидку могут назвать до 40-50 вариантов сухопутного маршрута, с учетом морских перевозок - и более.

6 мая БЖД отправила в КНР пилотный контейнерный поезд по маршруту Сморгонь - Ченду с ДСП и ламинатом ИООО «Кроноспан» (10 тыс. км за 12 суток); 10 мая из порта Паньцзинь провинции Ляонин в Беларусь выехал встречный состав - 45 контейнеров с тканями, рюкзаками, обувью, носками, рыболовными снастями, арматурой и т.д., - который достигнет конечной точки через 16 суток. Контейнерные грузоперевозки в Европу сегодня осуществляются из 20 городов КНР, поэтому понятна заинтересованность отечественных железнодорожников в их развитии. Однако смысл не только в маршруте как таковом, ведь путь морем по-прежнему дешевле: Китай диверсифицирует внешнюю торговлю как таковую и делает ее менее уязвимой.

Справка «БелГазеты». К 2020г. КНР планирует доставлять по железной дороге в Европу с помощью 2 тыс. поездов до 80 тыс. контейнеров с грузами на 78,3 млрд. юаней ($11,7 млрд.). БЖД прогнозирует рост к 2020г. ж/д перевозок КНР - ЕС в 2,5-3 раза.

Тем не менее суть OBOR состоит не в транзите, а в экономической активности вдоль маршрута и, так сказать, по обочинам. Развитие транспортной, логистической, складской инфраструктуры дает импульс развитию производства, а участники ЭПШП формируют новые экономические связи, во-первых, друг с другом, во-вторых - с самим Пекином. И Китай готов инвестировать в партнеров по проекту, поскольку ожидаемые на выходе долговременные выигрыши обещают находиться на качественно ином уровне, нежели текущие прибыли.

Справка «БелГазеты». В рамках ЭПШП и OBOR уже осуществляются такие инфраструктурные проекты, как строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань ($16 млрд.), возведение нового Каира ($45 млрд.), строительство Транскенийской железной дороги ($14 млрд.) и т.п. Только в 2008-16гг. Госбанк развития КНР и «Эксимбанк» профинансировали по всему миру строительные, энергетические, инфраструктурные и др. проекты с участием китайских госкомпаний на $800 млрд.

КИТАЙСКИЙ МИР

Однако прижимистые китайцы дают не всем и не просто так. Во многом в их отношении к OBOR угадывается желание, чтобы государства-участники конкурировали между собой, сами вкладывали в инфраструктуру какие-то деньги и вообще всячески активничали. Специфика Пояса и Пути - то, что на них нет безальтернативных точек и маршрутов. Все это сужает маневр участников проекта - скажем, Беларусь, неутомимо предлагающая КБИП «Великий камень» странам-соседям (у Балтии интереса больше, у Польши меньше), наверняка уже столкнулась с тем, что китайцы непосредственно работают с теми же поляками.

Важной (но не единственной) причиной появления на свет OBOR стала потребность в выносе за пределы КНР избыточных производственных мощностей во избежание перегрева и краха экономики. Для неиндустриальной Центральной Азии это подарок судьбы, а вот экс-СССР и Восточная Европа более разборчивы и опасаются, что им достанутся устаревшие либо экологически проблемные производства. Критики OBOR на страницах Bloomberg или WSJ обычно приводят в пример китайскую экспансию в Африке, хищническую и сугубо сырьевую. В оправдание Пекина можно сказать, что он ведет себя с партнерами так, как партнеры позволяют себя вести: все зависит от страны-реципиента.

О серьезности китайских намерений и долгосрочном характере стратегии OBOR свидетельствует практика покупки китайскими госкомпаниями зарубежных активов (в особенности европейских) в последние годы. ­Пекин обзаводится связями, партнерами и лоббистами в Старом Свете всерьез и, похоже, надолго.

Справка «БелГазеты». Только за 2016г. корпорации КНР потратили на сделки M&A свыше $247 млрд. - в 4,5 раза больше, чем в 2013г., в момент старта OBOR. Среди приобретенных корпораций - шведская Volvo, итальянская Pirelli, швейцарская Syngenta и др.

У OBOR всегда имелась внутриполитическая идеология - он укладывается в русло проекта «Возрождение китайской нации» Си Цзиньпина и хронологически настраивается на два рубежа (так называемой «цели двух столетий») - 100 лет КПК (2021г.) и 100 лет КНР (2049г.). В последнее время у Пояса и Пути появилось и глобальное идеологическое обоснование: победа на выборах в США Дональда Трампа с протекционистской программой в ноябре 2016г. поставила глобализацию под вопрос и придала мощный импульс дроблению глобальной экономики на региональные блоки.

18 января 2017 года, выступая на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе, Си Цзиньпин заявил: «Экономическая глобализация создала новые проблемы, но это не повод, чтобы совсем отказаться от экономической глобализации. Скорее, мы должны адаптироваться и управлять экономической глобализацией, смягчать ее негативные последствия и обеспечивать ее преимущества для всех стран». Судя по реакции западных СМИ, товарища Си услышали.

Такая стратегия по-восточному хитроумна и беспроигрышна: при сохранении глобализационного сценария Пекин оказывается в авангарде, при дальнейшей регионализации - получает самый увесистый кусок в виде интеграционной группировки, нанизанной на Пояс и Путь.

Китай строит для себя синоцентричный мир. Если Беларусь намерена встраиваться в этот «китайский мир», ей нужно определиться с тем, что именно собирается строить она.

Добавить комментарий
Проверочный код