Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Считаете ли вы Беларусь социальным государством?
нет, у меня в месяц доход меньше бюджета прожиточного минимума (BYN197,81)
да, у меня доход больше BYN197,81
нет, я с трудом дотягиваю до зарплаты
нет, я не работаю в силовых структурах и вертикали
да, я получаю пособия и выплаты на детей
мне плевать на государство - я работаю в «серую»
№18 (1094) 16 мая 2017г. Тема недели

Пояс затянуть - и в путь

17.05.2017, Янка Грыль

OBOR: плюсы, минусы, подводные камни

Международный форум «Один пояс, один путь» (OBOR) в Пекине, на который отбыл президент РБ, является ключевым событием года в белорусско-китайских отношениях. Будущее этих отношений во многом будет определяться тем, как Беларусь воспринимает концепцию OBOR и на каких условиях она намерена встраиваться в Экономический Пояс Шелкового Пути (ЭПШП).

Пояс затянуть - и в путь
Открытие форума «Один пояс, один мир» 14 мая - Китай начал строительство для себя синоцентричного мира. Кто не успел - тот опоздал
  Фото: president.gov.by

Накануне открытия форума OBOR свое участие в нем подтвердили 29 глав государств и правительств и 3 руководителя международных организаций, включая генсека ООН. Кроме того, в форуме, как передает ИА «Синьхуа», примут участие порядка 1500 представителей «различных общественных кругов из более чем 130 стран». Для освещения мероприятия аккредитовано более 4 тыс. журналистов. Большинство стран, решивших вплести свои нитки в китайский «путевой пояс», расположены либо в Юго-Восточной Азии, куда в последние десятилетия окончательно сместился центр глобальной экономической активности, либо в Центральной Азии - бедном, проблемном, недоинвестированном и потому крайне заинтересованном во внимании КНР регионе. Вопреки очевидным политическим предубеждениям лидеры РБ и РФ Александр Лукашенко и Владимир Путин окажутся не единственными европейскими гостями саммита. Из лидеров G7 в Пекине ждут премьер-министра Италии Паоло Джентилони, а вот его британская коллега Тереза Мэй вынуждена вместо себя прислать подчиненных. Из восточноевропейских лидеров на форум собирается президент Чехии Милош Зееман, назвавший Пояс и Путь «великой концепцией».

Ожидается, что выдвинувший в 2013г. идею OBOR председатель КНР Си Цзиньпин 14 мая выступит с программной речью на открытии форума, за которым последует пленарное заседание высокого уровня. 15 мая Си собирается председательствовать на саммите за круглым столом и подводить итоги. В общем, размах мероприятия не оставляет сомнений: Пекин проводит смотр собственной евразийской интеграционной группировки, намного более крупной, чем ЕАЭС.

Справка «БелГазеты». По официальной версии МИД КНР, инициатива «Один пояс, один путь» включает в себя и отражает документы Ген­ассамблеи ООН, Совбеза ООН, ЭСКАТО, АТЭС, форума «Азия - Европа» и других международных организаций. Экономический потенциал OBOR сегодня опирается на AIIB (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) с капиталом $100 млрд. и 57 стран-участниц, Новый банк развития ($50 млрд.), Фонд Шелкового пути ($40 млрд.).

ПОПЕРЁК КОНТИНЕНТА

Осенью 2013г., когда Си впервые вещал про Пояс и Путь от Пекина до Лиссабона, казалось, что речь идет исключительно о транспортно-инфраструктурном проекте: Морской Шелковый путь XXI в. плюс сухопутный Экономический пояс. Но от Пекина до Лиссабона можно добраться многими маршрутами. Поэтому на практике, по мере вовлечения в проект все новых стран, инициатива демонстрировала все большие возможности транзитной комбинаторики. Сегодня специалисты навскидку могут назвать до 40-50 вариантов сухопутного маршрута, с учетом морских перевозок - и более.

6 мая БЖД отправила в КНР пилотный контейнерный поезд по маршруту Сморгонь - Ченду с ДСП и ламинатом ИООО «Кроноспан» (10 тыс. км за 12 суток); 10 мая из порта Паньцзинь провинции Ляонин в Беларусь выехал встречный состав - 45 контейнеров с тканями, рюкзаками, обувью, носками, рыболовными снастями, арматурой и т.д., - который достигнет конечной точки через 16 суток. Контейнерные грузоперевозки в Европу сегодня осуществляются из 20 городов КНР, поэтому понятна заинтересованность отечественных железнодорожников в их развитии. Однако смысл не только в маршруте как таковом, ведь путь морем по-прежнему дешевле: Китай диверсифицирует внешнюю торговлю как таковую и делает ее менее уязвимой.

Справка «БелГазеты». К 2020г. КНР планирует доставлять по железной дороге в Европу с помощью 2 тыс. поездов до 80 тыс. контейнеров с грузами на 78,3 млрд. юаней ($11,7 млрд.). БЖД прогнозирует рост к 2020г. ж/д перевозок КНР - ЕС в 2,5-3 раза.

Тем не менее суть OBOR состоит не в транзите, а в экономической активности вдоль маршрута и, так сказать, по обочинам. Развитие транспортной, логистической, складской инфраструктуры дает импульс развитию производства, а участники ЭПШП формируют новые экономические связи, во-первых, друг с другом, во-вторых - с самим Пекином. И Китай готов инвестировать в партнеров по проекту, поскольку ожидаемые на выходе долговременные выигрыши обещают находиться на качественно ином уровне, нежели текущие прибыли.

Справка «БелГазеты». В рамках ЭПШП и OBOR уже осуществляются такие инфраструктурные проекты, как строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань ($16 млрд.), возведение нового Каира ($45 млрд.), строительство Транскенийской железной дороги ($14 млрд.) и т.п. Только в 2008-16гг. Госбанк развития КНР и «Эксимбанк» профинансировали по всему миру строительные, энергетические, инфраструктурные и др. проекты с участием китайских госкомпаний на $800 млрд.

КИТАЙСКИЙ МИР

Однако прижимистые китайцы дают не всем и не просто так. Во многом в их отношении к OBOR угадывается желание, чтобы государства-участники конкурировали между собой, сами вкладывали в инфраструктуру какие-то деньги и вообще всячески активничали. Специфика Пояса и Пути - то, что на них нет безальтернативных точек и маршрутов. Все это сужает маневр участников проекта - скажем, Беларусь, неутомимо предлагающая КБИП «Великий камень» странам-соседям (у Балтии интереса больше, у Польши меньше), наверняка уже столкнулась с тем, что китайцы непосредственно работают с теми же поляками.

Важной (но не единственной) причиной появления на свет OBOR стала потребность в выносе за пределы КНР избыточных производственных мощностей во избежание перегрева и краха экономики. Для неиндустриальной Центральной Азии это подарок судьбы, а вот экс-СССР и Восточная Европа более разборчивы и опасаются, что им достанутся устаревшие либо экологически проблемные производства. Критики OBOR на страницах Bloomberg или WSJ обычно приводят в пример китайскую экспансию в Африке, хищническую и сугубо сырьевую. В оправдание Пекина можно сказать, что он ведет себя с партнерами так, как партнеры позволяют себя вести: все зависит от страны-реципиента.

О серьезности китайских намерений и долгосрочном характере стратегии OBOR свидетельствует практика покупки китайскими госкомпаниями зарубежных активов (в особенности европейских) в последние годы. ­Пекин обзаводится связями, партнерами и лоббистами в Старом Свете всерьез и, похоже, надолго.

Справка «БелГазеты». Только за 2016г. корпорации КНР потратили на сделки M&A свыше $247 млрд. - в 4,5 раза больше, чем в 2013г., в момент старта OBOR. Среди приобретенных корпораций - шведская Volvo, итальянская Pirelli, швейцарская Syngenta и др.

У OBOR всегда имелась внутриполитическая идеология - он укладывается в русло проекта «Возрождение китайской нации» Си Цзиньпина и хронологически настраивается на два рубежа (так называемой «цели двух столетий») - 100 лет КПК (2021г.) и 100 лет КНР (2049г.). В последнее время у Пояса и Пути появилось и глобальное идеологическое обоснование: победа на выборах в США Дональда Трампа с протекционистской программой в ноябре 2016г. поставила глобализацию под вопрос и придала мощный импульс дроблению глобальной экономики на региональные блоки.

18 января 2017 года, выступая на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе, Си Цзиньпин заявил: «Экономическая глобализация создала новые проблемы, но это не повод, чтобы совсем отказаться от экономической глобализации. Скорее, мы должны адаптироваться и управлять экономической глобализацией, смягчать ее негативные последствия и обеспечивать ее преимущества для всех стран». Судя по реакции западных СМИ, товарища Си услышали.

Такая стратегия по-восточному хитроумна и беспроигрышна: при сохранении глобализационного сценария Пекин оказывается в авангарде, при дальнейшей регионализации - получает самый увесистый кусок в виде интеграционной группировки, нанизанной на Пояс и Путь.

Китай строит для себя синоцентричный мир. Если Беларусь намерена встраиваться в этот «китайский мир», ей нужно определиться с тем, что именно собирается строить она.

Добавить комментарий
Проверочный код