Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№18 (1094) 16 мая 2017г. Общество

ЕвронеNAVIвидение

16.05.2017, Татьяна Замировская

Европа снова пробросила белорусских участников

Конкурс «Евровидение» нечасто проходит в стране, где идет война. Возможно, поэтому в 2017г. тот беспощадный марафон песни и любви казался особенно важным в контексте свежего девиза про «celebrate diversity»: празднуем особенности и различия! «БелГазета» попробовала посмотреть на конкурс через призму празднования различий - действительно ли белорусы были лучше всех только потому, что наконец-то на сцене «Евровидения» прозвучала родная мова.


ЕвронеNAVIвидение
Белорусский дуэт Naviband, впервые за историю «Евровидения» «вытянувший» на конкурс белорусский язык и кое-какой национальный колорит, оказался на 17-м месте из 26-ти. Европа по-прежнему равнодушна к белорусским участникам
  Фото: Getty Images

Несмотря на трехлетний военный конфликт в Украине, «Евровидение» не смотрелось глянцевым и неуместным обеденным чумным перерывом, а выглядело как нежный стоп-кадр, проблеск вменяемости посреди мрака. Как будто бы странам-участницам было неловко в 2017г. отправлять в Украину откровенный трэш и угар. Неудивительно, что победил португалец Cальвадор Собрал, который без ухищрений спел песню, сочиненную своей сестрой Луизой, - Европа не то чтобы нуждается в искренности и простоте, но от фальши, «сделанности» и искусственности ей, кажется, мгновенно становится не по себе.

Следом за Португалией - 2-е место - овации Европы собрал юный болгарин Кристиан Костов, а дальше список победителей выглядит довольно причудливым: Молдова с чудовищно пошлым номером с шальными саксофонами, Бельгия с номером замечательным и сильно напоминающим творчество британской группы Bat For Lashes, Швеция с устаревшей и зажигательной песней с потрясающей хореографией и Италия с пестрым, суматошным шоу, еще более чудовищным, чем у Молдовы.

Возможно, Европа все же немного не против плясок, но тихие нежные песни таки торжествуют.

Белорусы Naviband, впервые за историю конкурса «вытянувшие» на конкурс белорусский язык и кое-какой национальный колорит (пусть манера исполнения ребят скорей навеяна американской поп-музыкой, чем белорусским фолком), оказались на 17-м месте. До них лучше выступали только Дмитрий Колдун, Алёна Ланская и Тео. Учитывая, что у Naviband не было такого же мощного эстрадного бэкграунда, как у вышеупомянутых, можно считать их новыми национальными героями - впрочем, их уже таковыми считают все белорусские соцсети.

УДИВИ МЕНЯ

Фрики на «Евровидении» закончились давно, 90-е прошли, поп-музыка 80-х никому не интересна. На нынешнем конкурсе исполнители по-прежнему пытались «взять» публику спецэффектами - тем, что белорусские продюсеры любят называть мистическим словом «номер». Номеров хватало; впрочем, физиологичного уровня развлекательных моментов тоже было немало - пение разными голосами (Хорватия), йодль (Румыния), гангста-рэп на языке рома и безудержное выбивание ладонями кувшина на фоне валяющейся по полу простоволосой рыдающей женщины (Венгрия).

Еще на конкурсе присутствовали танцующая горилла (Италия), развратно сидящий на стремянке безразличный конь (к которому депрессивно приставала азербайджанская певица в рамках сложной, неподвластной разуму постановки) и умирающий мальчик (собственно, победитель, у которого оказался с трудом детектируемый в медиа порок сердца или еще какое-то сложное, полусмертельное заболевание). Так или иначе, выигрывает умирающий мальчик - не в последнюю очередь потому, что у него не было ни сил, ни желания на так называемый «номер». Номер не нужен, все устали от номеров.

DIVERSITY ВАМ В ХАТУ

Нынешний девиз конкурса будто специально «привязали» к Украине,  которая все последние годы хочет стать Европой, но все же не становится, не выходит. На фоне этого бросалась в глаза подчеркнутая философичность многих песен - итальянец (которому, кстати, букмекеры чуть ли ни прочили победу) исполнил дикую песню «Occidentalis Karma» про карму, чакры и прочие полуоккультные штуки: на фоне болезненно-эскапичного интереса Запада к эзотерике это смотрелось естественно.

Песня Германии была ужасно ницшеанской и тоталитарной - босоногая певица-валькирия с вагнерианским суровым лицом на фоне сотен оттенков каменного серого выглядела как снежная королева в интерпретации Лени Рифеншталь (когда под это по всему залу начали реять флаги Германии, стало не по себе).

Украинский бойз-бэнд и вовсе вытащил на сцену чью-то гигантскую голову - в этом тоже явно был философский подтекст, но постичь смысл головы евро-пресса так и не смогла. Скорее всего, у группы просто был контракт с каким-нибудь оформителем сцены, который отложил работу на последний день, а потом выяснил, что у него в мастерской как раз стоит гигантская голова, на которую можно проектировать всякую чушь.

Diversity, очевидно, выражалась еще и в том, что звучало немало национальных языков - молдавский, белорусский, португальский, испанский, и даже Венгрия представила песню не на венгерском, но на языке этнического меньшинства.

Французская певица Альма спела песню с арабскими мотивами (при этом она вроде как коренная француженка), от Австралии выступил юноша родом из коренного австралийского населения - судя по внешности.

После того как все участники выступили, апофеозом национальной различности и глобализации должно было оказаться выступление Onuka под душераздирающий оркестр украинских народных инструментов, но выглядело это так себе - будто украинская этническая составляющая растворяется в глобальном электронном звуковом контексте, а не наоборот, как это было задумано изначально.

ЛАДДЗЯ РОСПАЧЫ

Мнения белорусского сообщества по поводу нашего далеко не самого позорного 17-го места несколько разделились - многие считают, что если бы не «номер» и постановка, результаты были бы более впечатляющими. Действительно, в Naviband много натуральности и естественности - того самого, что зацепило публику в португальском певце. Околосвадебный номер с белым платьем, по-цыгански задорной кружевной гитарой, кружением в вальсе на белой ладье с гипнотическими вентиляторами (во время полуфинала они вертелись, но в финале, кажется, нет - сломались? решили отключить?), вероятно, отвлекал от самой песни.

Артем и Ксения спели хорошо, пусть и немного испуганно, но не так невротично, как в полуфинале. Впрочем, невротичная взвинченность сыграла им на руку - было заметно, что огромная сцена совершенно вскружила им голову. Смотреть на это было приятно, и неожиданный финальный страстный поцелуй совершенно растрогал евро-сообщество - хотя было заметно, что поцеловались ребята скорей от страха, чем от страсти.

Почему же за нас так плохо голосовали? В голосовании жюри 12 баллов Беларуси отдали только Украина и Азербайджан. Литва, как ни странно, не отдала нам ни одного голоса, 2 балла поставила Латвия, 1 - Израиль, 3 - Молдова. Неожиданным образом выступление Беларуси понравилось жюри Австрии (7), Хорватии (5), Греции (3) и Мальты (2). По зрительскому же голосованию Беларусь уверенно держалась на уровне крепкого середнячка - выходит, песня и правда зацепила зрителей. Угадать, зацепила ли бы она их сильней, если бы дуэт просто вышел и спел, без лодочки и вентиляторов, - уже невозможно.

Так или иначе, произошедшее было воспринято белорусским сообществом как победа - впервые в истории конкурса прозвучала песня на белорусском, а еще впервые, кажется, за белорусского исполнителя все болели единодушно.

На Литву, Эстонию и Латвию, как и на Польшу (которая тоже нас проигнорировала), обижаться смысла нет: идея Речи Посполитой давно показала себя как провальная, и иллюзия о том, что эти страны относятся к нам с некоей братской нежностью, все-таки иллюзия. Для прибалтийских стран Беларусь - лишь неприятное и болезненное напоминание о советском прошлом, сестра по несчастью и компаньон по полуизжитой травме, но точно не боевой товарищ.

ПОБЕДИЛА МУЗЫКА

Победителем конкурса стал умирающий мальчик португалец Сальвадор Собрал - не в последнюю очередь потому, что у него не было ни сил, ни желания на так называемый «номер»

Португалия впервые победила на «Евровидении», начав участвовать в конкурсе с начала 60-х - это не может не вдохновлять Беларусь. Вопросов о том, почему победил меланхоличный Сальвадор, исполняющий песню «Amar Pelos Dois» с такой причудливой жестикуляцией, будто он распутывает невидимые наушники, ни у кого не было: да, победил не номер, а песня, точнее, естественность ее исполнения. Сама песня при этом не такая уж и сногсшибательная, но исполнена она невероятно трогательно, выразительно и спокойно, без надрыва, почти полушепотом, со всеми нужными оттенками.

Сальвадор это тоже понимает - именно это доказывает его невероятно наивная победительная речь. «Мы живем в мире второсортной, одноразовой музыки, - волнуясь, сказал он. - Но музыка - это не какой-то там фейерверк: это чувство, музыка должна что-то значить, поэтому давайте попробуем вернуть музыке эмоцию!» После он начал говорить еще что-то про свою сестру, но его аккуратно отстранили от микрофона. Тем не менее Луиза вышла на финальное исполнение песни - они спели дуэтом. Луиза выступала вместо Сальвадора на репетициях - приехать на две недели конкурса ее брат не мог из-за болезни. Некоторые СМИ пишут, что Сальвадор ожидает пересадки сердца - судя по пиджаку, специально сшитому для маскировки некоторых физиологических изменений, связанных с болезнью, ситуация действительно серьезная. Сальвадор выглядел спокойным, растерянным и немного уставшим, а вот Луиза по-настоящему счастлива. Выходит, лодочка с вентиляторами была не нужна, некоторые смогли как-то выплыть и без лодочки.


Добавить комментарий
Проверочный код