Воскресенье, 19 Ноября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Минск готов отправить своих миротворцев на Донбасс, если «это будет приемлемо всем заинтересованным сторонам, для того, чтобы участвовать в решении миротворческих задач», - заявил глава МИД РБ Владимир Макей. А вы готовы стать миротворцем?
да, уже иду записываться в военкомат
нет, не хочу стать «цинковым мальчиком»
да, если много заплатят
да, надо помочь России очистить Украину от бандеровцев
нет, пусть туда едут дети топ-вертикальщиков
№18 (1094) 16 мая 2017г. Экономика

Зашлаковка

21.05.2017, Ярослав Романчук

У налогоплательщиков за пазухой и в кармане

Хрупкое макроэкономическое равновесие под угрозой. Президент и правительство в разгар весенне-полевых работ решили поддать стагнирующей экономике инвестиционного пылу и жару. Правда, в качестве антикризисных локомотивов были выбраны допотопные паровозы. Десятки государственных промышленных предприятий печально известны своим самым устойчивым качеством - освоением бюджетных ресурсов без видимой для страны пользы.

Зашлаковка

Вопреки обещаниям кредитовать и оказывать господдержку только прибыльным и эффективным, деньги налогоплательщиков продолжают течь в проекты мощных агропромышленных лоббистов. Правительство не намерено переходить на международные стандарты корпоративного управления. Ориентация на валовые показатели, на процесс a-la «мы пахали», а не на результат продолжается.

КОРПОРАТИВНОЕ БЕСШАБАШНОЕ

В последние полтора года власти пытались делать вид, что они серьезно озабочены повышением качества корпоративного управления. Глава государства, руководители Совмина и даже губернаторы грозили провести ревизию госпрограмм и их участников, отсечь от бюджетного источника откровенную маниловщину и сконцентрировать усилия только на тех коммерческих проектах, которые могут толкать экономику вперед.

Определенный карт-бланш, который получил от президента Нацбанк на проведение адекватной монетарной политики, мог навести на мысль о серьезности этих намерений. Объемы господдержки действительно снизились, хотя доля льготных кредитов в общем объеме кредитования остается на уровне 43%. Монетарная политика образумилась и ужесточилась. Казалось, что на этом этапе эстафету подхватят Минфин с Совмином, поставив плотный заслон хроническим коммерческим иждивенцам. Но полноценного партнерства не получилось. Нытье и обивание порогов представителями Минпрома, Минсельхозпрода и облисполкомов при содействии силовиков и идеологов оказалось сильнее, чем желание очистить экономику от инвестиционных и производственных шлаков.

Постановление Совмина от 29.04.2017г. N311 «О предоставлении гарантий правительства Республики Беларусь в погашении кредитов» предоставляет банкам госгарантии «в погашении основной суммы долга по кредитам, выдаваемым на срок до одного года». Плата за гарантию мизерная - 0,01% суммы кредита. Речь идет об организациях, которые связаны с расчетами за продукцию растениеводства. Ознакомление со списком бенефициаров этого документа изумляет.

В него вошли не только десятки хлебокомбинатов, но также такие «стратегически важные», незаменимые для экономической безопасности страны предприятия, как ОАО «Белсолод», ОАО «Брест-травы», ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай», ОАО «Минский маргариновый завод», ОАО «Оршасырзавод», сахарные заводы, торговое УП «Гомельские традиции вкуса», ОАО «Гронитекс», ОАО «Криница» и даже совместное ООО «Ойл-Фуд».

Почему в условиях затяжного экономического кризиса деньги налогоплательщиков должны расходоваться на поддержку производителей булочек и коржиков, тканей, пива и трав? Многие из этих предприятий фигурируют в списках получателей бюджетной помощи почти 20 лет, став ширмами для перекачки бюджетных денег в коммерческие проекты VIP-номенклатуры национального и местного уровней. Никто: ни Минфин, ни Агентство по управлению активами, ни Госкомимущество, ни одна из трехбуквенных организаций (КГК, КГБ, МВД) - публично не возразил: «Сколько можно закапывать бюджетные деньги в мертвые проекты?». Президент обещал радикально сократить функции государства, но вязкая, многоликая и льстивая бюрократия быстро его обломала.

«КАМВОЛЬ» И «АМКОДОР» КАК НОМЕНКЛАТУРНЫЕ ФАВОРИТЫ

Обезоруживает указ президента N120 от 12.04.2017г. о поддержке ОАО «Камволь», а также постановление Совмина N330 от 3.05.2017г. «О мерах по реализации указа президента от 12 апреля 2017г. N120». ОАО «Камволь» стал пресловутой писаной торбой, с которой власти носятся, как c национальным сокровищем.

Более 10 лет активной поддержки этого предприятия - и никто не в состоянии сказать, когда же потраченные бюджетные деньги будут возвращены и получена обещанная прибыль. Игнорируя финансовую часть бизнес-плана, Совмин решил предоставить «Беларусбанку» гарантии «в погашении остатка задолженности по кредитам, выданным им открытому акционерному обществу «Камволь». Речь идет о 15 кредитных договорах на сумму 50,8 млн. евро. Неплохой подарок для управляющих и смотрящих за этим проектом - поименный список этих талантливых управляющих до сих пор неизвестен.

Нельзя оставить без внимания практику реализации государственно-частного партнерства в виде гос­поддержки коммерческих проектов близкого к президенту бизнесмена Александра Шакутина. Монети­зация номенклатурных связей на­лицо.

Постановлением Совмина N324 от 2.05.2017г. правительство предоставило гарантии ОАО «Белагропромбанк» «в погашении основного долга и уплате процентов за ­пользование кредитом, выдаваемым этим банком закрытому акционерному обществу «Амкодор-Шклов».

Правительство компенсирует потери банку от финансирования «завершения строительства объекта «Предприятие по производству молока на 750 коров с выращиванием ремонтного молодняка на 800 скотомест в деревне Слижи ОАО Новое Юбилейное» Шкловского района в сумме 14076000 рублей с взиманием процентов за пользование кредитом в размере 3% годовых в течение периода пользования кредитом со сроком погашения до 1 апреля 2029г.».

Вы часто встречали в Беларуси частные коммерческие проекты, финансируемые государством под 3% годовых на 15 лет, причем без гарантий, что он окажется коммерчески прибыльным?

АГРАРНЫЙ ДЕРИБАН

Аграрные лоббисты традиционно игнорируют напряжение в бюджете, императив снижения инфляции и требования работать прибыльно без господдержки. Они традиционно нагнули правила игры под себя, что вновь проявилось в двух указах президента.

Первый - N135 от 27.04.2017г. - посвящен развитию АПК Гомельской области, второй - N136 от 27.04.2017г. - развитию АПК Гродненской области. Указы предусматривают выпуск облигаций «на сумму образовавшейся на 1 февраля 2017г. у организаций агропромышленного комплекса Гродненской области… задолженности по основному долгу по кредитам и неуплаченным (в том числе просроченным) процентам». Облигации в BYN-рублях будут выпускаться по ставке 2/3 ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 3 п.п., в российских рублях - под 15% годовых, в валюте - в 7%. Облигации будут продаваться в закрытом режиме. Срок погашения - до 20 декабря 2023г.

Справка «БелГазеты». Под такую форму господдержки попали такие предприятия Гродненской области, как ОАО «Беллакт», УП «Облсельхозтехника», Дятловский сыродельный завод, Лидский молочно-консервный комбинат, Лидский мясокомбинат, молочная компания «Новогрудские дары», Ошмянский и Слонимский мясокомбинаты, Щучинский маслосырзавод. Всего по предприятиям Гродненской области будет выпущено облигаций на сумму примерно $225 млн. в разных валютах.

В Гомельской области бенефициарами являются УП «Мозырские молочные продукты», Жлобинский мясокомбинат, а через него такие стратегически важные компании, как ОАО «Лукское», ОАО «Рогинь», «ОАО «АваровичиЭлит», Гомельский мясокомбинат и управляемые им с/х УП «Болотня» Рогачевского района, с/х УП «Светлый путь» Рогачевского района, ОАО «Звезда» Чечерского района, ОАО «Кистени» Рогачевского района, ОАО «Хальч» Ветковского района. Среди бенефициаров - Калинковичский мясокомбинат, ОАО «Милкавита», Калинковичский молочный комбинат и подчиненные ему с/х УП «Копаткевичи» Петриковского района, с/х УП «Стодоличи» Лельчицкого района и даже ОАО «Путь Ильича» Лельчицкого района. Всего будет выпущено облигаций на сумму в $350 млн.

* * *

Сотни сельхозорганизаций вдруг избавятся от плохих долгов. Их балансы станут выглядеть вполне прилично, если не вдаваться в подробности и не учитывать природу новых облигаций.
Власти правдами и неправдами «убедят» банки выкупить облигации. С виду по ним не скажешь, что это всего лишь фантик для прикрытия корпоративного мусора.

Новые денежные инъекции в старые проекты неизбежно будут иметь тот же результат: накопление новых долгов, неплатежей и неликвидов. Если банки, которые станут держателями облигаций, вдруг начнут возмущаться и требоваться возврата денег, то им в лучшем случае предложат купить акции эмитентов облигаций вне зависимости от их реальной рыночной стоимости. Или, что вероятнее всего, предложат эти акции в доверительное управление.

Такой гешефт в краткосрочной перспективе позволит банкам показать улучшение балансов, ведь облигации формально-то будут вполне ликвидными. Они постараются ими даже поторговать, только вот кто в здравом уме и твердой памяти их купит, остается загадкой.

Комментарии
  1. Коля 24.05.2017 00:35

    Ничо не знаю. Слишком сложная статья. Я укладчык у белорусском банке мне хорошо, что проблемные кредиты с моего банка снялись.

Добавить комментарий
Проверочный код