Воскресенье, 19 Ноября 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Минск готов отправить своих миротворцев на Донбасс, если «это будет приемлемо всем заинтересованным сторонам, для того, чтобы участвовать в решении миротворческих задач», - заявил глава МИД РБ Владимир Макей. А вы готовы стать миротворцем?
да, уже иду записываться в военкомат
нет, не хочу стать «цинковым мальчиком»
да, если много заплатят
да, надо помочь России очистить Украину от бандеровцев
нет, пусть туда едут дети топ-вертикальщиков
№18 (1094) 16 мая 2017г. Экономика

Приватизации не будет,

21.05.2017, Денис Лавникевич

но мы её как бы начинаем

Выступая с посланием народу и парламенту, Александр Лукашенко в очередной раз заявил: приватизации госпредприятий в Беларуси не будет. Но, как сразу же выяснилось, ровно в это самое время правительство формировало перечень госактивов, которые должны быть приватизированы уже в скором времени. В противном случае страна не получит новые кредиты от МВФ.

В послании президент РБ вновь озвучил свой давний тезис - страна не может пойти на рыночные реформы в экономике: «Скажу вам по-народному: мужики (и те, кто рядом с вами), не надейтесь ни на какие реформы, ни на какую приватизацию. Не надейтесь, что завтра мы отпустим бразды и поделим все, как в соседних государствах, и каждый сядет на какую-то долю народного имущества. Пока я президент, этого не будет».

Резко негативное отношение президента ко всякой продаже госимущества частным собственникам давно известно. Его выражение «любой сарай можно продать частнику только с моего разрешения» стало крылатым. За последнее десятилетие не было приватизировано ни одно мало-мальски крупное госпредприятие (наоборот - несколько заводов были национализированы, а их прежние владельцы отправлены в тюрьму). Сегодня, по оценкам Всемирного банка, 85% белорусской промышленности находится в руках государства. Из этих предприятий 90% были бы убыточными, не получи они госсубсидии в разных формах (хотя многие остаются неэффективными, несмотря ни на какую госпомощь).

При этом власти по-прежнему нуждаются в зарубежных кредитах - как минимум, для рефинансирования ранних заимствований. Однако международные организации - Евразийский фонд стабилизации и развития, МВФ, Всемирный банк - в качестве условия выдачи кредитов называют рыночные реформы и, прежде всего, снижение доли государства в экономике, в т.ч. через механизм приватизации госпредприятий.

24 апреля БелаПАН сообщил, что условия соглашения, которое белорусское правительство готовится заключить с МВФ, предусматривают приватизацию ряда госпредприятий. Осталось согласовать перечень из 10 активов, в отношении которых будет проводиться предпродажная подготовка. Об этом договорилась белорусская делегация из руководящих работников Нацбанка, Минфина и Минэкономики, которая находилась в Вашингтоне неделей ранее, ведя переговоры с руководством МВФ.

ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ

Сообщение о 10 активах, которые «вроде бы должны» быть приватизированы в рамках соглашения с МВФ, - только одно из целого ряда. Еще в конце минувшего года глава представительства ЕБРР в Беларуси Френсис Делей заявил, что белорусское правительство предложило банку провести предпродажную подготовку 5 госпредприятий. Однако банк не взялся работать по всем 5 проектам, поскольку предпродажная подготовка - затратное занятие. «В настоящее время мы проводим комплексную оценку пяти таких предприятий, чтобы выбрать одно из них», - заявил Делей журналистам. Позднее стало известно, что ЕБРР взялся за подготовку к приватизации минского пивзавода «Крыніца».

Как обычно, свой официальный перечень госпредприятий, предложенных к продаже в 2017г., представил Госкомитет по имуществу (ГКИ) - в него вошли 38 акционерных обществ. Однако ни аукционы, ни конкурсы объявлять не планируется. Точнее, как поясняют чиновники, конкурсы будут проводиться в том случае, если кто-то из инвесторов заинтересуется каким-либо объектом из списка. Тонкий расчет: вода сама потечет под лежачий камень.

При этом ГКИ продвигает предложение о продаже через Белорусскую валютно-фондовую биржу госпакетов акций крупных предприятий в размере до 25%.

В свою очередь, Национальное агентство инвестиций и приватизации планировало в нынешнем году заняться предпродажной подготовкой 8 госпредприятий. Их предварительный список был подготовлен еще летом прошлого года. Однако окончательное решение по ним пока так и не принято.

«Я не вижу никаких противоречий между новостью о начале приватизации и тем, что было заявлено в послании президента. У нас это привычная ситуация, когда для разных аудиторий заявляются разные, порой прямо противоположные вещи, - сказал в комментарии для «БелГазеты» старший аналитик финансовой компании «Альпари» Вадим Иосуб. - Даже для одной аудитории власть часто не стесняется сначала заявить одно, а потом сделать прямо противоположное. Например, заявить о неприемлемости поднятия налогов - и тут же их поднять. То же и с приватизацией: противоречие, которое мы видим, является нормой для нашей действительности».

Говоря о реальности обещанных приватизационных сделок, эксперт напомнил, что за прошедшее десятилетие затевалось несколько пилотных проектов по приватизации - составлялись списки предприятий, проводилась их оценка и предынвестиционная подготовка. «Но все эти попытки проваливались на разных стадиях. Хотя понятно: чем дольше Беларусь тянет с приватизацией, тем меньше остается объектов, привлекательных для инвесторов», - резюмировал Иосуб.

ПУТИ РЕФОРМ НЕИСПОВЕДИМЫ

Премьер-министр Андрей Кобяков еще в марте 2016г. распорядился создать Межведомственную координационную группу по вопросам реформирования госорганизаций и управления госактивами, ее возглавил первый вице-премьер Василий Матюшевский. К концу года группа экспертов представила «Комплексную стратегию повышения эффективности управления госорганизациями», в которой прописывалось, как должна в теории проходить трансформация госсобственности в соответствии с рекомендациями МВФ.

Первоначально «Стратегию» предполагалось опубликовать в I квартале 2017г. В конце февраля замглавы ГКИ Алексей Васильев сообщил, что этот документ, «подготовленный по поручению президента и правительства», уже предварительно одобрен Совмином и находится в высокой степени готовности: «Надеемся, что в ближайшее время он увидит свет».

Не увидел. Судя по всему, это (как и окончательное утверждение «Стратегии») должно было произойти в марте, на президентском совещании по вопросам реформирования госсобственности. Однако совещание - как и ряд других - было отложено.

Однако суть предложенных Межведомственной координационной группой мер - вовсе не в приватизации госпредприятий. Наоборот, она больше не рассматривается как главный путь реформирования промышленности. Теперь сделан акцент на изменение существующей системы управления госпредприятиями, а также на внедрение в принадлежащих государству ОАО западных технологий корпоративного управления.

А на уровне правительства предполагается разграничить функции государственного и хозяйственного управления предприятиями. У отраслевых министерств заберут возможность прямого руководства работой предприятий - чиновникам останется разработка общих положений отраслевой политики. Функции по управлению промышленностью передадут либо Министерству промышленной политики, либо какому-то иному ведомству, причем работающему по рыночным принципам (это одно из условий МВФ). Не останется в стороне и ГКИ - он будет контролировать стратегические предприятия: назначать в эти ОАО представителей государства, участвовать в подборе независимых директоров, отслеживать работу менеджмента, определять формы его вознаграждения и т.д.

Добавить комментарий
Проверочный код