Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Президент России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для экспорта нефтепродуктов. Чем это грозит Беларуси в случае отказа от смены логистики?
сокращением поставок нефти из РФ
введением РФ пошлин на нефть
ростом экспорта из РБ нефтепродуктов под видом разбавителей/растворителей
российские войска останутся в РБ после «Запада-2017»
ничем, накануне выборов Путин не пойдет на конфликт с Минском
№16 (1092) 25 апреля 2017г. Экономика

Неправильная ориентация

03.05.2017, Ярослав Романчук

По темпам динамики ВВП нам ближе воюющий Южный Судан

Апрельский доклад Международного валютного фонда (МВФ) «Перспективы развития мировой экономики. Набирая обороты?» не содержит жестких пре­дупреждений или тревожных оценок. В 2016г. ВВП мировой экономики вырос на 3,1%. Чуть меньше, чем в 2015г. (3,4%), но до опасной черты рецессии далеко. В 2017-22гг. МВФ рассчитывает на безоблачное небо для мира, с темпами роста от 3,5 до 3,8% ВВП.

Экстраординарная денежная политика, погружение десятков стран в долги, до предела надутые пузыри на фондовых рынках по всему миру, низкое качество госуправления, рост популизма и торгового протекционизма - все эти факторы, по мнению МВФ, неким волшебным способом будут сбалансированы.

И наступит эпоха экономического благоденствия и социальной гармонии, где роботы будут дружить с профсоюзами, бедные с богатыми, интернет-компании с традиционными производителями, а кэш заменят обыкновенные электронные записи. Вот только место Беларуси на этом празднике жизни не очень привлекательное.

НЕ НА ТЕХ СМОТРИМ

МВФ прогнозирует падение ВВП Беларуси в 2017г. на 0,8% после сокращения на 3,8% в 2015г. и 3% ВВП в 2016г.

Такая рецессия - дело рук белорусских полисимейкеров, а не действие неких мощных внешних сил. Ни одна развитая страна мира не падает 3 года подряд, т.е. в период 2015-17гг. С учетом того, что в 2018г. фонд прогнозирует рост ВВП только на мизерные 0,6%, а в 2022г. - на 2%, Беларусь по объему экономики рискует откатиться в конец первой сотни стран - по итогам 2016г. наша страна оказалась в восьмом десятке.

Поскольку темпы роста экономики Беларуси во время V пятилетки будут, как минимум, в 2 раза ниже, чем в мире, и в 3-4 раза ниже, чем в динамично растущих странах Азии, то риск реализации негативного сценария очень высок.

Бразилия падала в 2015-16гг., но в 2017г. у нее будет скромный рост в 0,2%. Да, на фоне Венесуэлы мы смотримся устойчивыми и ­благополучными. Страна победившего социалистического маразма четвертый год подряд находится в глубокой рецессии. После сокращения ВВП в 2016г. на 18% ее ждет очередной удар на 7,4%.

Примерно такая же ситуация в Экваториальной Гвинее, стране победившего африканского феодализма. Но в Африке есть свой тигр - Эфиопия последние 10 лет растет темпами более 10% ВВП в год. Значит, не география определяет динамику развития. Маврикий в 2017г. оказался на 21-м месте в мире по Индексу экономической свободы, Ботсвана - на 34-м. Обе страны в последние 15 лет показывают устойчивый рост.

К сожалению, с них мы пример не берем. По темпам динамики ВВП нам ближе воюющий Южный Судан.

Грустно, что патерны развития белорусской экономики нужно искать в Африке. Благополучные страны Европы, Южной Азии или Северной Америки развиваются, каждая со своими особенностями, но никто не говорит, что каждый год мы находимся у очередной опасной черты. Индонезия устойчиво растет более 10 лет, имея совокупные госрасходы менее 18% ВВП. Сингапур и Гонконг, добившись беспрецедентных успехов в социально-экономическом развитии с уровнем госрасходов 15-18% ВВП, продолжают идти тем же путем без расширения функций государства.

Чего далеко ходить. Казахстан показывает пример адекватного поведения, реализуя стратегию быстрого развития и роста. В 2016г. совокупные госрасходы в этой стране составили только 22,4% ВВП. При этом темпы роста даже в проблемные для этой страны годы (в связи с низкими ценами на нефть) оказались выше, чем в Беларуси.

Или возьмем Мексику. Она прекрасно использовала возможности зоны свободной торговли с США. У нее госрасходы ниже 25%, а она продолжает расти, не думая о том,  что государство является палочкой-выручалочкой для обеспечения быстрого устойчивого роста.

Получается, что белорусские власти продолжают игнорировать феномен экономического чуда как второй половины ХХ в., так и ­начала XXI в. Острый дефицит экономической свободы, доминация госсобственности, объем госрасходов под 45% ВВП, жесткий контроль над ценами, деньгами и торговлей - это лучший рецепт на рецессию или тягучую стагнацию.

УГРОЗЫ РАЗРУШЕНИЯ СВОБОДЫ

Свободный рынок решил бы проблемы мировой экономики гораздо быстрее и с меньшими издержками, если бы ему разрешили, но у политиков и чиновников по всему миру чешутся руки. МВФ тоже это отмечает: ­
«Одна из серьезных угроз заключается в повороте к протекционизму, который мог бы привести к торговой войне». Снижение темпов роста медианных доходов, нарушения в работе рынков труда сформировали спрос на экономический национализм и торговый протекционизм, «обеспечили политическую поддержку подходам игры с «нулевой суммой» в экономической политике, которые могут подорвать международные торговые отношения и в целом многостороннее сотрудничество».

Если принять во внимание валютные войны, т.е. продолжение количественного смягчения в целом ряде стран, в т.ч. ЕС, то развивающийся мир действительно сталкивается с мощным сдвоенным ударом. Торговая + валютная война = угроза стагнации и рецессии в развивающихся странах, которые сильно завязаны на мировые рынки.

МВФ отмечает еще одну тревожную тенденцию, акцент на которой рискует еще больше подорвать доверие к рыночной экономике. Под действием технологий и торговли снижается доля труда в ВВП. В результате возникает «политическое давление в пользу сворачивания экономической интеграции с торговыми партнерами». МВФ прав: «Уступить этому давлению означало бы нанести вред самим себе, что привело бы к повышению цен для потребителей и предприятий, снижению производительности и, как следствие, уменьшению общих реальных доходов населения».Беларусь является одной из самых протекционистских, зашоренных в торговом смысле стран мира. Сегодня, когда российский протекционизм усиливается, разрушаются наработанные годами производственные цепочки. Создание новых требует времени и системного ­изменения в торговых отношениях с Евросоюзом, с мировой системой разделения труда в целом. Белорусским полисимейкерам надо бы думать, как в Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили или Новой Зеландии, а они застряли в плену рекомендаций дирижистов и меркантилистов.

Без радикального изменения торговой политики Беларусь не сможет увеличить производительность труда до уровня, который позволяет платить работникам $500.

ДИНАМИКА ВВП ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН МИРА, ЕЖЕГОДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ (%)  
Страна Среднегодовые темпы роста   2011 2013 2014 2015 2016 2017п  
  1993-2002 1994-2003 1995-2004 1996-2005 1997-2006 1998-2007 1999-2008              
США 3,4 3,3 3,4 3,4 3,3 4,2 4,2 1,6 1,7 2,4 2,6 1,6 2,3  
Зона евро 2,1 2,2 2,2 2,1 2,3 2,4 2,6 1,5 -0,3 1,2 2 1,7 1,7  
Развивающиеся страны 4,1 4,4 4,9 3,8 5,4 5,8 6,2 6,3 5,1 4,7 4,2 4,1 4,5  
Страны ЦВЕ 3,2 3,4 4 4 4,1 4,2 4,3 6,5 4,9 3,8 4,7 3 3  
СНГ -1,2 0,6 2,9 4,2 5,5 6,2 7,2 4,6 2,1 1,1 -2,2 0,3 1,7  
ЕС 2,4 2,6 2,6 2,5 2,6 2,7 2,5 1,7 0,3 1,7 2,4 2 2  
Эстония - 5,7 6,5 6,9 7,1 6,7 6,6 7,6 1,4 2,8 1,4 1,6 2,5  
Словакия - 4,4 4,3 4,2 4,3 4,9 5,1 2,8 1,5 2,6 3,8 3,3 3,3  
Сингапур 6,1 5,4 5,3 5,3 5,4 5,5 5,9 6,2 5 3,6 1,9 2 2,2  
Чехия - - - 3 3,1 3,7 4 2 -0,5 2,7 4,5 2,4 2,8  
Литва - - - 6,2 6,4 6,6 6,1 6 3,5 3,5 1,8 2,3 2,8  
Словения 4,1 4,1 4 3,9 4,1 4,3 4,3 0,6 -1,1 3,1 2,3 2,5 2,5  
Россия -0,9 0,7 2,8 3,8 5 5,8 6,9 4 1,3 0,7 -2,8 -0,2 1,4  
Беларусь 0,8 2,3 4,7 6,9 7,6 7,3 7,5 5,4 1 1,8 -3,8 -3 -0,8  
Казахстан 0,3 2,1 4,5 6,4 7,4 8,1 8,7 7,5 6 4,3 1,2 1,1 2,5  
Украина -4,9 -2,3 1,2 2,8 4,6 5,8 6,2 5,5 0 -6,6 -9,8 2,3 2  
Китай 9,8 9,4 9,2 9,2 9,4 9,9 10,1 9,5 7,8 7,3 6,9 6,7 6,6  
ВВП мира по рыночному курсу, трлн. $ 30,11 31,43 33,38 35,21 37,62 40,47 43,84 73,08 76,46 78,52 74,2 75,28 77,99  
ВВП по ппс, трлн. $ 37,22 39,24 41,99 50,55 54,44 58,62 62,78 94,79 104,6 110,1 114,87 119,88 126,69  



Добавить комментарий
Проверочный код