Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Считаете ли вы Беларусь социальным государством?
нет, у меня в месяц доход меньше бюджета прожиточного минимума (BYN197,81)
да, у меня доход больше BYN197,81
нет, я с трудом дотягиваю до зарплаты
нет, я не работаю в силовых структурах и вертикали
да, я получаю пособия и выплаты на детей
мне плевать на государство - я работаю в «серую»
№15 (1091) 18 апреля 2017г. Общество

«Статья 75»

20.04.2017

Новый проект «БелГазеты»

Значительная часть граждан, находящихся в местах лишения свободы, еще не признаны виновными и не являются осужденными. Они - подследственные, подозреваемые или обвиняемые.

Увы, при принятии решения об ограничении свободы и вынесении приговоров следственные органы и суды далеко не всегда руководствуются принципами справедливости, гуманизма и соразмерности наказания, а суды присяжных, о появлении которых говорил и глава государства, пока в Беларуси отсутствуют. В итоге люди, пока не признанные преступниками, еще не осужденные и не приговоренные, зачастую просто подозреваемые или, как сейчас модно говорить, «фигуранты дела», по сути, отбывают наказание, хотя его никто не назначал, а само инкриминируемое им преступление еще даже не расследовано. В такой ситуации заключение в СИЗО на время следствия нередко предопределяет исход этого следствия, не говоря уже о дальнейшем судебном разбирательстве.

Справка «БелГазеты». Согласно ст.75 УК РБ, «срок содержания под стражей и срок домашнего ареста засчитываются судом в срок наказания. При этом 1 день содержания под стражей и 2 дня домашнего ареста соответствуют: 1) 1 дню ареста или лишения свободы; 2) 2 дням ограничения свободы; 3) 3 дням исправительных работ или ограничения по военной службе; 4) 24 часам общественных работ». Согласно ст.190 УПК РБ, «предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу». При этом «срок предварительного следствия… может быть продлен прокурорами района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями по уголовным делам, находящимся в производстве прокурора, до 3 месяцев. Прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями по уголовным делам, находящимся в производстве прокурора, срок продлевается до 6 месяцев».

   Выполняет ли при таком положении вещей пенитенциарная система свою основную задачу? Или вместо профилактики преступлений ее действия (и бездействие тоже) ведут к росту рецидивов? Служит ли при такой правоприменительной практике правоохранительная и судебная системы в РБ защите прав и свобод граждан? Или действующее законодательство и практика его применения позволяют превратить закон и стоящий на его страже репрессивный аппарат государства в инструмент устрашения и достижения отдельными облаченными властью госслужащими личных, нередко сугубо корыстных целей? Ответить на эти вопросы можно только в процессе широкого общественного диалога, открытого для всех заинтересованных сторон.

Проблема в том, что, попав в поле зрения правоохранительных органов, гражданин априори переходит в разряд виновных. Нередко в данную категорию он попадает, будучи не то что свидетелем, но даже и потерпевшим. Абсурд?

Однако юристы подтвердят: таких случаев немало. Если ты арестован и в статусе подозреваемого или обвиняемого попал в тяжелейшие условия СИЗО, заинтересованному должностному лицу достаточно легко сделать эти условия попросту бесчеловечными, предрешив твою участь еще до суда. Не потому ли в нашей стране суды выносят всего лишь 0,2% оправдательных приговоров, в то время как в соседней Польше - в 300 раз более, 55%?

При этом определенный УПК РБ срок пребывания в СИЗО (2 месяца) зачастую продлевается. Иногда - на годы. Для обоснования продления сроков следствия и содержания под стражей используется стандартная формулировка: «В связи с необходимыми проводимыми оперативными действиями». Проводятся ли оперативные действия и насколько они необходимы, как правило, можно выяснить лишь постфактум, изучая уголовные дела и по датам отслеживая, когда, кем и какие мероприятия осуществлялись по делу.

При принятии решения об аресте и заключении под стражу до суда ни личность гражданина, ни смягчающие обстоятельства (положительная характеристика, болезнь заключенного или родных, наличие иждивенцев и т.п.) не играют никакой роли. Да и само помещение граждан в СИЗО нередко не обосновано ни тяжестью, ни составом инкриминируемых им преступлений. При таком положении вещей заключение и длительное содержание под стражей, необоснованное продление сроков и затягивание предварительного следствия превращаются в мощный, не знающий жалости, но крайне действенный инструмент давления на граждан, членов их семей и близких. В этом контексте все перечисленные шаги преследуют одну-единственную цель - сломать человека как личность, взять его измором, получить необходимые следствию (но при этом далеко не всегда достоверные) информацию и показания для успешного закрытия дела, посадки, получения очередного звания недобросовестным следователем и т.п.

По традиции огромное количество приговоров у нас выносится только на основании показаний, в т.ч. признательных. Для «полноты следствия» этого хватает, благо не нужно утруждать себя сбором доказательной базы. Именно поэтому условия содержания граждан в СИЗО зачастую унижают человеческое достоинство, не соответствуют минимальным санитарным нормам и при этом год от года не улучшаются, а сами изоляторы переполнены.

«БелГазета» начинает дискуссию о том, почему такая ситуация существует и что нужно для ее преодоления. Хороший пример подали украинские законодатели, внеся в закон изменения, предусматривающие «зачет срока содержания под стражей (в СИЗО) судом в срок наказания по правилу «день за два». Увеличение коэффициента зачета нахождения под стражей они обосновали социальной справедливостью, необходимостью прекращения неоправданного длительного содержания граждан СИЗО и снятия нагрузки со следственных изоляторов, что улучшит условия содержания находящихся там лиц.

Мы будем рады услышать мнения и предложения юристов, правоохранителей, правозащитников и, конечно же, вчерашних заключенных. Мы убеждены, что в выигрыше от изменения существующей практики досудебного содержания под стражей окажется все наше общество - и государство, и бизнес, и правоохранительные структуры, и рядовые граждане.

Предложения об участии в проекте «Статья 75» высылайте на e-mail: 75@bg.org.by или почтовый адрес редакции

 

Комментарии
  1. Так 22.04.2017 08:28

    Ограничить содержание в СИЗО двумя месяцами. Если основания для ареста есть, то это достаточно что бы оформить документы для передачи в суд. Если материала для передачи в суд нет, то и не должно быть ареста.

Добавить комментарий
Проверочный код