Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№15 (1091) 18 апреля 2017г. Общество

«Статья 75»

20.04.2017

Новый проект «БелГазеты»

Значительная часть граждан, находящихся в местах лишения свободы, еще не признаны виновными и не являются осужденными. Они - подследственные, подозреваемые или обвиняемые.

Увы, при принятии решения об ограничении свободы и вынесении приговоров следственные органы и суды далеко не всегда руководствуются принципами справедливости, гуманизма и соразмерности наказания, а суды присяжных, о появлении которых говорил и глава государства, пока в Беларуси отсутствуют. В итоге люди, пока не признанные преступниками, еще не осужденные и не приговоренные, зачастую просто подозреваемые или, как сейчас модно говорить, «фигуранты дела», по сути, отбывают наказание, хотя его никто не назначал, а само инкриминируемое им преступление еще даже не расследовано. В такой ситуации заключение в СИЗО на время следствия нередко предопределяет исход этого следствия, не говоря уже о дальнейшем судебном разбирательстве.

Справка «БелГазеты». Согласно ст.75 УК РБ, «срок содержания под стражей и срок домашнего ареста засчитываются судом в срок наказания. При этом 1 день содержания под стражей и 2 дня домашнего ареста соответствуют: 1) 1 дню ареста или лишения свободы; 2) 2 дням ограничения свободы; 3) 3 дням исправительных работ или ограничения по военной службе; 4) 24 часам общественных работ». Согласно ст.190 УПК РБ, «предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу». При этом «срок предварительного следствия… может быть продлен прокурорами района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями по уголовным делам, находящимся в производстве прокурора, до 3 месяцев. Прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями по уголовным делам, находящимся в производстве прокурора, срок продлевается до 6 месяцев».

   Выполняет ли при таком положении вещей пенитенциарная система свою основную задачу? Или вместо профилактики преступлений ее действия (и бездействие тоже) ведут к росту рецидивов? Служит ли при такой правоприменительной практике правоохранительная и судебная системы в РБ защите прав и свобод граждан? Или действующее законодательство и практика его применения позволяют превратить закон и стоящий на его страже репрессивный аппарат государства в инструмент устрашения и достижения отдельными облаченными властью госслужащими личных, нередко сугубо корыстных целей? Ответить на эти вопросы можно только в процессе широкого общественного диалога, открытого для всех заинтересованных сторон.

Проблема в том, что, попав в поле зрения правоохранительных органов, гражданин априори переходит в разряд виновных. Нередко в данную категорию он попадает, будучи не то что свидетелем, но даже и потерпевшим. Абсурд?

Однако юристы подтвердят: таких случаев немало. Если ты арестован и в статусе подозреваемого или обвиняемого попал в тяжелейшие условия СИЗО, заинтересованному должностному лицу достаточно легко сделать эти условия попросту бесчеловечными, предрешив твою участь еще до суда. Не потому ли в нашей стране суды выносят всего лишь 0,2% оправдательных приговоров, в то время как в соседней Польше - в 300 раз более, 55%?

При этом определенный УПК РБ срок пребывания в СИЗО (2 месяца) зачастую продлевается. Иногда - на годы. Для обоснования продления сроков следствия и содержания под стражей используется стандартная формулировка: «В связи с необходимыми проводимыми оперативными действиями». Проводятся ли оперативные действия и насколько они необходимы, как правило, можно выяснить лишь постфактум, изучая уголовные дела и по датам отслеживая, когда, кем и какие мероприятия осуществлялись по делу.

При принятии решения об аресте и заключении под стражу до суда ни личность гражданина, ни смягчающие обстоятельства (положительная характеристика, болезнь заключенного или родных, наличие иждивенцев и т.п.) не играют никакой роли. Да и само помещение граждан в СИЗО нередко не обосновано ни тяжестью, ни составом инкриминируемых им преступлений. При таком положении вещей заключение и длительное содержание под стражей, необоснованное продление сроков и затягивание предварительного следствия превращаются в мощный, не знающий жалости, но крайне действенный инструмент давления на граждан, членов их семей и близких. В этом контексте все перечисленные шаги преследуют одну-единственную цель - сломать человека как личность, взять его измором, получить необходимые следствию (но при этом далеко не всегда достоверные) информацию и показания для успешного закрытия дела, посадки, получения очередного звания недобросовестным следователем и т.п.

По традиции огромное количество приговоров у нас выносится только на основании показаний, в т.ч. признательных. Для «полноты следствия» этого хватает, благо не нужно утруждать себя сбором доказательной базы. Именно поэтому условия содержания граждан в СИЗО зачастую унижают человеческое достоинство, не соответствуют минимальным санитарным нормам и при этом год от года не улучшаются, а сами изоляторы переполнены.

«БелГазета» начинает дискуссию о том, почему такая ситуация существует и что нужно для ее преодоления. Хороший пример подали украинские законодатели, внеся в закон изменения, предусматривающие «зачет срока содержания под стражей (в СИЗО) судом в срок наказания по правилу «день за два». Увеличение коэффициента зачета нахождения под стражей они обосновали социальной справедливостью, необходимостью прекращения неоправданного длительного содержания граждан СИЗО и снятия нагрузки со следственных изоляторов, что улучшит условия содержания находящихся там лиц.

Мы будем рады услышать мнения и предложения юристов, правоохранителей, правозащитников и, конечно же, вчерашних заключенных. Мы убеждены, что в выигрыше от изменения существующей практики досудебного содержания под стражей окажется все наше общество - и государство, и бизнес, и правоохранительные структуры, и рядовые граждане.

Предложения об участии в проекте «Статья 75» высылайте на e-mail: 75@bg.org.by или почтовый адрес редакции

 

Комментарии
  1. Так 22.04.2017 08:28

    Ограничить содержание в СИЗО двумя месяцами. Если основания для ареста есть, то это достаточно что бы оформить документы для передачи в суд. Если материала для передачи в суд нет, то и не должно быть ареста.

Добавить комментарий
Проверочный код