Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Президент России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для экспорта нефтепродуктов. Чем это грозит Беларуси в случае отказа от смены логистики?
сокращением поставок нефти из РФ
введением РФ пошлин на нефть
ростом экспорта из РБ нефтепродуктов под видом разбавителей/растворителей
российские войска останутся в РБ после «Запада-2017»
ничем, накануне выборов Путин не пойдет на конфликт с Минском
№15 (1091) 18 апреля 2017г. События. Оценки

Порчу навели

20.04.2017, Виктор Федорович

«Я в материалах дела ничего не нашёл против себя»

14 апреля в Минском городском суде под председательством судьи Игоря Любовицкого началось разбирательство уголовного дела, возбужденного в отношении чиновников Минтранса и БелЖД. На скамье обвиняемых в металлической клетке - бывшие первый замминистра транспорта и коммуникаций Евгений Рогачев, первый замначальника БелЖД Владимир Михайлюк и заместитель гендиректора ГП «Белинтертранс» БелЖД Владислав Лембиевский. Обвинение утверждает, что от рук чиновников пострадали простые рабочие локомотивного депо и окружающая среда.

Порчу навели
По мнению обвинения, вступив в преступный сговор из корыстной заинтересованности, первый замминистра транспорта Евгений Рогачёв и замначальника БелЖД Владимир Михайлюк (справа налево) приложили руку к сокращению полсотни рабочих в локомотивном депо в Моло
  Фото: Василий Семашко

До начала процесса об этом деле практически ничего не было известно. В начале декабря 2015г. в опубликованном постановлении Совмина сообщалось, что Евгений Рогачев освобожден от должности первого замминистра «в связи с совершением поступка, несовместимого с нахождением на государственной службе», а Владимир Михайлюк потерял свою работу «за нарушение письменного обязательства по выполнению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией». О Владиславе Лембиевском журналисты узнали, что он был уволен в связи с окончанием срока трудового контракта. Как оказалось, все трое были арестованы 30 ноября того же года и по сей день находятся в СИЗО.

Процесс начался с рассмотрения ходатайства бывшего замминистра. У Рогачева два адвоката, но он просил суд допустить в качестве защитника и своего отца. Обвиняемый пояснил, что тот всю жизнь работал на железной дороге, одно время занимал должность замначальника БелЖД, знает специфику и будет ему полезен. Судья отказал в удовлетворении ходатайства, но заметил, что обвиняемый вправе вызвать своего родственника в суд в качестве свидетеля.

Затем было оглашено ходатайство адвоката Владимира Михайлюка. Все бывшие чиновники обвиняются по ч.3 ст.424 (злоупотребление служебными полномочиями, максимальный срок 10 лет). Михайлюку также инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.269 (порча земель, до 5 лет лишения свободы). По выводам следствия, чиновник в 2014г. незаконно вблизи своего дома в деревне Шубники Минского района организовал строительство двух водоемов общей площадью свыше  650 кв. м и глубиной 3,7 м. В результате был поврежден плодородный слой и таким образом окружающей среде и растительному миру был нанесен материальный ущерб.

Из ходатайства защитника следовало, что ущерб природе был погашен обвиняемым в октябре 2016г. в сумме BYN5 тыс. По состоянию на февраль 2017г. в трехкратным размере был возмещен ущерб государству, оцененный следствием в сумму BYN343 тыс. Однако в помиловании Михайлюку отказали. Во втором обращении адвокат просил освободить Михайлюка от уголовной ответственности с обещанием внести в бюджет дополнительные денежные средства. В обращении непосредственно к суду защитник просил применить к его клиенту меру пресечения в виде залога. Судья отказал.

ЧТО НАТВОРИЛИ

Основной обвинительный эпизод базируется на 424-й статье. В кратком изложении фигуранты дела, будучи должностными лицами, «совершили из корыстной или иной личной заинтересованности действия с использованием своих служебных полномочий, повлекшие причинение ущерба в крупном размере и существенного вреда правам и законным интересам граждан и государству с тяжкими последствиями».

Период совершения преступления - с 22 ноября 2010г. по 29 ноября 2015г. В начале этого периода Рогачев возглавлял «Белинтертранс - транспортно-логистический центр» (БТЛЦ). А с декабря 2012г. вплоть до задержания он занимал должность первого замминистра транспорта.

Согласно зачитанному прокурором тексту обвинения, в деле имелся еще один фигурант - Виталий Петрукевич, директор и собственник частного предприятия «Сифуд-Сервис», которое специализировалось на услугах по доставке грузов железнодорожным транспортом. В материалах дела он фигурирует как человек, находившийся в дружеских отношениях с Рогачевым и Михайлюком. При этом «Сифуд-Сервис» в обвинении фигурирует как конкурент БелЖД.

По выводу следствия, именно Петрукевич выступил организатором махинации, когда в 2010г. решил осуществить свой «преступный замысел в целях личного обогащения», склонив к противоправной деятельности ныне обвиняемых.

Будучи дружен с семьей Михайлюка и Рогачевым, Петрукевич с их помощью, а после и с помощью Лембиевского стал заключать на льготных для своего предприятия условиях договоры аренды подвижного состава БелЖД. В обвинении сообщалось, что тарифы составляли всего 15% от существующих. Далее, когда Рогачев занял кресло замминистра, то он вместе с Михайлюком «инициировал вопрос расформирования девяти рефрижераторных секций с дизель-генераторным вагоном». Имущество было безвозмездно передано в ведение БТЛЦ с последующей передачей в пользование УП «Сифуд-Сервис». Роль Лембиевского состояла в том, что он уговорил директора БТЛЦ заключить с частником дополнительное соглашение к договору аренды подвижного состава.

Обвинение считает, что это было экономически нецелесообразным и «отразилось на существенном снижении» прибыли БелЖД. Примечательно, что рефрижераторные секции с различным оборудованием  предназначались для перевозки скоропортящейся продукции. Когда они попали в руки частника, как отмечается в обвинении, «Сифуд-Сервис» на рынке такого рода услуг стало монополистом.

В итоге БелЖД в этой части деятельности оказалась за бортом - состоявшие на госслужбе обвиняемые, по версии обвинения, лоббировали интересы конкурента во вред государству. Следствие насчитало ущерб на сумму BYN343 тыс.($180 тыс.).

А где же организатор этой преступной схемы, за реализацию которой судят бывших чиновников? Прокурор чуть ли не в каждом абзаце текста обвинения упоминал его фамилию, но ни слова о последствиях. При этом на скамье обвиняемых место предполагаемого организатора преступной комбинации было свободно. В перерыве корреспондент «БелГазеты» узнал от адвокатов, что Петрукевич избежал уголовной ответственности, его помиловали. А это значит, что бизнесмен признал свою вину и, скорее всего, именно он возместил ущерб в трехкратном размере. Сумма весьма приличная - в эквиваленте почти $550 тыс. Очевидно, он активно сотрудничал со следствием и дал показания против своих бывших друзей.

НИ СЕБЕ, НИ ЛЮДЯМ?

Еще один немаловажный вопрос возник после оглашения обвинительного заключения. Какую цель преследовали обвиняемые, совершая свои преступные действия в пользу частного предприятия? Прямого ответа в первый день суда услышать не удалось. В отношении Рогачева и Лембиевского гособвинитель ограничился мало о чем говорящей формулировкой «из корыстной или иной личной заинтересованности». Про Михайлюка прозвучало, что он купил у Петрукевича BMW X5 за BYN8 тыс. В то время как, по подсчетам следствия, автомобиль стоит дороже на BYN18 тыс. И еще один предполагаемый корыстный пунктик из обвинения экс-заместителя начальника БелЖД: его супруга несколько раз ездила в Литву за покупками на автомобилях УП «Сифуд-Сервис». Не густо, если говорить о совершении коррупционных действий.

Что касается последствий, которые наступили по вине «вступивших в сговор» чиновников, то дело не только в ущербе государству. Следствие пришло к выводу, что пострадали и конкретные люди. Как следует из обвинения, «в результате необоснованного расформирования рефрижераторных секций» в локомотивном депо Молодечно в 2012-14гг. пришлось сократить 50 квалифицированных рабочих, из которых 30 признаны потерпевшими. Именно их законным интересам и правам был нанесен существенный вред. Гособвинитель упомянул про конституционное право потерпевших на труд.  В первый день в суд пришли лишь пятеро потерпевших, но материальных исков к обвиняемым они пока не предъявляли, хотя право такое имеют. После сокращения многим пришлось искать другую работу, соглашаться на работу по более низкому разряду с меньшей зарплатой. На своих бывших начальников, ныне сидящих в клетке, потерпевшие смотрели с интересом.

На вопрос судьи, понятно ли им обвинение, согласны ли они с ним, Рогачев, Михайлюк и Лембиевский ответили, что свою вину полностью не признают. Бывший замминистра транспорта добавил: «Я в материалах дела ничего не нашел против себя». Обвиняемые сообщили, что намерены давать показания после допросов потерпевших, свидетелей и исследования всех материалов дела.

Гособвинитель в свою очередь сообщил, что вина обвиняемых доказана показаниями многочисленных свидетелей Минтранса и БелЖД, актами Комитета госконтроля и материалами оперативно-розыскных мероприятий, в числе которых и «прослушка» телефонов.

На текущей неделе суд намерен выслушать потерпевших.

«БелГазета» продолжит следить за процессом.

Добавить комментарий
Проверочный код