Воскресенье, 17 Декабря 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Считаете ли вы Беларусь социальным государством?
нет, у меня в месяц доход меньше бюджета прожиточного минимума (BYN197,81)
да, у меня доход больше BYN197,81
нет, я с трудом дотягиваю до зарплаты
нет, я не работаю в силовых структурах и вертикали
да, я получаю пособия и выплаты на детей
мне плевать на государство - я работаю в «серую»
№15 (1091) 18 апреля 2017г. Экономика

Мега-Данкверт

20.04.2017, Кирилл Нежданский

Госдума РФ приняла законопроект, направленный против реэкспорта

12 апреля Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект N114141-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», имеющий прямое отношение к болезненной для белорусско-российских отношений теме реэкспорта.

«БелГазета» обратила внимание на законопроект еще 22 февраля, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев рассказал о нем на заседании правительства. Далее документ прошел обычный для любого нормативного акта путь: 2 марта был зарегистрирован и направлен председателю Госдумы, 4-го - проследовал в профильный комитет по бюджету и налогам, откуда 6 марта с визой о принятии к рассмотрению направился в совет Госдумы, 3 апреля прошел первое чтение в ответственном комитете и в прошлую среду был принят нижней палатой парламента РФ в первом чтении - 426 голоса «за». Таким образом, у заинтересованных белорусских госорганов и субъектов ВЭД было примерно 2 месяца для оценки возможных последствий и рисков. Поправки в законопроект будут вноситься еще 30 дней.

Представляли законопроект замминистра финансов РФ Илья Трунин и член комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Чижов. Цель нового нормативного акта Трунин сформулировал так: «Обеспечение единых на всей территории России условий оборота товаров, независимо от используемых хозяйствующими субъектами способов их поставки на единую таможенную территорию ЕАЭС, видов сделок и иных факторов».

Справка «БелГазеты». Ст.113 главы 11 новой редакции закона дает правительству РФ право вводить запрет на оборот следующих групп товаров: 1) товары, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию ЕАЭС уплачены и (или) применяются таможенные пошлины по ставкам, отличным от единого таможенного тарифа (ЕТС) ЕАЭС; 2) товары, в отношении которых государством - членом ЕАЭС принято обязательство об обороте и (или) о нахождении либо об использовании только на территории данного государства; 3) товары, в отношении которых государством - членом ЕАЭС применяются тарифные льготы, преференции, квоты и (или) запреты и ограничения по правилам, отличающимся от правил ЕАЭС либо РФ, в торговле с третьими странами; 4) товары, в отношении которых таможенные операции совершаются лицами, пользующимися специальными упрощениями, предоставляемыми государством - членом ЕАЭС на основании договоров с третьими странами; 5) товары, в отношении которых при ввозе в РФ из-за пределов ЕАЭС применяются меры таможенно-тарифного регулирования и (или) запреты и ограничения в одностороннем порядке; 6) иные категории товаров, определяемые указами президента РФ.

Кроме того, ч.2 той же ст.113 устанавливает, что порядок запрета на оборот в РФ вышеперечисленных категорий товаров и последующая их судьба определяются российским правительством, каковое назначает полномочные органы исполнительной власти по контролю и надзору за запретом. Таким образом, российские законодатели рассчитывают перекрыть все виды реэкспорта в РФ товаров из третьих стран через государства ЕАЭС. Выходит, не напрасно Владимир Путин прошлым летом в Минске увещевал белорусских аграриев вместо реэкспорта увеличивать поставки собственной агропродукции: «Если мы сегодня этого не сделаем, а будем пропускать санкционную продукцию, белорусским производителям будет сложнее осваивать российский рынок».

ИЗНУТРИ, А НЕ ИЗВНЕ

Трактуя проблему реэкспорта и наши, и российские СМИ традиционно допускают ряд упрощений. Во-первых, речь идет не только о продовольственной «санкционке» - проблема существовала и до санкций. Во-вторых, нельзя винить в реэкспорте исключительно Беларусь: те же проблемы у РФ сейчас с Казахстаном и Кыргызстаном, а ранее, еще до ЕАЭС, в рамках зоны свободной торговли СНГ это искушение пережили Молдова и Украина. В-третьих, бизнес всегда и везде стремится получить максимальный выигрыш, ища лазейки в законодательстве, в т.ч. в межгосударственных соглашениях. Кстати, на казахском примере хорошо видно, как эти лазейки появляются - без всяких санкций и контрсанкций.

Справка «БелГазеты». В 2014г. Казахстан подписал договор об образовании ЕАЭС, в 2015г. - вступил в ВТО. В 2017г. средняя таможенная ставка на ввозимый в Казахстан импорт составила 6,5%, ставка ЕАЭС - 10,4%. Разница в ставках стала причиной реэкспорта в РФ более 1900 видов товаров.

12 апреля Александр Лукашенко подписал договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, вступающем в силу с 1 июля. Делегировав регулирование части таможенных процедур на уровень ЕАЭС, Россия законопроектом N114141-7 переместила фронт борьбы с реэкспортом на внутренний рынок. Товар может быть ввезен, однако издержки его запрета лягут на продавца - резидента РФ. Формально таким образом регулируется внутренний рынок: ритейлеров или оптовиков в РФ принуждают не заказывать реэкспортируемый товар. Санкций к импортерам или экспортерам как бы нет: если гипотетические Георгий и сыновья из вызвавшей неудовольствие Россельхознадзора одноименной компании в РБ снова захотят поставить в РФ 10500 т мяса, как в 2016г., а россияне признают это мясо украинским, то ни Георгию, ни сыновьям ничего за это не будет - убытки понесут российские партнеры семьи Георгия.

Надо признать, что россияне обстоятельно исследовали вопрос с реэкспортом, проанализировали статистику, реестры субъектов хозяйствования, сопроводительные документы и т.п. Да, реэкспорт - это всегда цепочка компаний, находящихся в разных юрисдикциях. Но без участия должностных лиц устойчивые реэкспортные схемы долго не живут.

Увы, сами должностные лица склонны либо замалчивать проблему, либо обсуждать ее на повышенных тонах. Поэтому сошлемся на мнение молодых, еще не скованных корпоративными ограничениями ученых. «Говоря о реэкспортных сертификатах, нужно заметить, что… юрлицам, подающим заявку на их получение, исполнилось не более 2 лет… С момента введения ответных экономических мер в Беларуси и приграничной с ней России активно пополняются реестры юрлиц, импортирующих продовольствие. К сожалению, это явление напрямую свидетельствует и об одобрении реэкспорта чиновниками Беларуси, ведь без контроля со стороны государства регистрация фирм в этой стране всегда была проблематичной», - пишет студентка Российской таможенной академии Екатерина Яковлева в журнале «Молодой ученый». Эх, молодость-молодость! Все-таки начинающие исследователи часто чересчур эмоциональны и категоричны в выводах…

Потому сошлемся на мнение завотделом экономических исследований Института стран СНГ доктора экономических наук, профессора Азы Мигранян, высказанное в интервью «Евразия. Эксперт». Говоря о потерях субъектов хозяйствования от новой редакции закона «О таможенном регулировании в РФ», она констатирует: «Это будут убытки не белорусских, казахстанских или армянских производителей. Это будут убытки именно торговых посредников, которые ничего не производят и завозят данную продукцию».

К схожей точке зрения последнее время склоняется и Александр Лукашенко, заявивший 6 апреля телеканалу «Мир»: «На территорию РБ можно завезти продукцию любого государства. Так это же делают не белорусы, как оказалось, а российские бандиты с большой дороги!». На них-то и нацелен законопроект N114141-7.

В реэкспортных спорах 2014г. наши власти привыкли полемизировать с главой Россельхознадзора Сергеем Данквертом, ставшим в результате фигурантом уголовного дела в Беларуси и пригрозившим 12 апреля подать в суд на Минсельхозпрод РБ в порядке ответной любезности. Когда законопроект N114141-7 станет законом, не понадобятся ни суд, ни Данкверт - по эффекту новый закон может стать своего рода мега-Данквертом. Это не значит, что реэкспортные споры уйдут в прошлое, однако хочется надеяться, что они гораздо в меньшей степени будут сказываться на двусторонних отношениях.

ТАК ГОВОРИТ ДАНКВЕРТ*

«Говоря языком того уголовного дела, которое против меня, они потворствуют проникновению (санкционных продуктов в Россию). Поэтому уголовное дело, которое с нашей стороны должно быть возбуждено, должно быть возбуждено против всего Министерства сельского хозяйства Беларуси в контексте уклонения от совместной с нами работы, потому что действий, совместных с нами, ни на внешней границе, ни на границе с Россией не было. А продукция санкционная нами задерживается»

*Фрагмент интервью «Русской службе новостей»

 

Комментарии
  1. Дмитрий 20.04.2017 17:13

    https://demalux.by

Добавить комментарий
Проверочный код