Понедельник, 24 Июля 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Футболисты БАТЭ вышли в 3-й раунд квалификации Лиги чемпионов. Что светит борисовчанам?
выйдут в групповой турнир Лиги чемпионов
пройдут в группу Лиги Европы
вылетят из всех турниров
увольнение главного тренера после поражения в 3-м раунде
№9 (1085) 7 марта 2017г. Тема недели

Ассамблея задора и раздрая

11.03.2017, Ярослав Романчук

Герои и антигерои XVIII Ассамблеи деловых кругов

Консолидация делового сообщества Беларуси - это факт. Практически все сколь-нибудь значимые бизнес-ассоциации и союзы страны объединились для поддержки Национальной платформы бизнеса (НБП) 2017г. «От взаимопонимания к взаимодействию». Когда одним фронтом выступают малый бизнес, ИП, госпредприятия, инвесторы, экспортеры, производители промышленной и сельхозпродукции, а также строительный и ИТ-сектор, правительство не может высокомерно и безразлично игнорировать их позицию и рекомендации, особенно в условиях затяжной рецессии.

НЕОБЫЧНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ КОАЛИЦИИ «ЗА МЯГКИЕ РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ»

Ассамблея стала центральным событием Недели белорусского предпринимательства. К ее проведению активно подключилось Минэкономики. В этой структуре стейкхолдеры НПБ-2017 нашли организационную и во многом содержательную поддержку.

В выступлениях министра Владимира Зиновского и его заместителя Ирины Костевич было много слов поддержки предпринимательству. К тому же модератором одной из сессий ­Ассамблеи был Петр Арушаньянц, директор департамента по предпринимательству Мин­экономики. Такое партнерство бизнеса и одной из структур правительства уже генерировало ряд позитивных предложений, вошедших как в проект НПБ-2017, так и в проект Стратегии развития предпринимательства.

К этой неформальной коалиции за институциональную и структурную модернизацию экономики присоединилось Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Его министр Владимир Колтович анонсировал ужесточение борьбы с монополистическими, дискриминационными практиками, от кого бы они ни исходили.

Минэкономики и МАРТ выглядят как естественные партнеры малого и среднего бизнеса (МСБ). Однако в системе принятия госрешений их мнения и аргументы, к сожалению, далеко не всегда побеждают. Для преодоления инерции старой системы, противодействия традиционным лоббистам, которые концентрируются в Минпроме, Минсельхозпроде, силовых структурах и даже на уровне руководства Совмина, требуется личная мощная харизма и смелость. Эти качества в руководителях органов гос­управления явно не поддерживались.

Предложения бизнеса часто идут вразрез с позициями Минфина, Минналогов и сборов, а также Нацбанка. А ведь есть еще исполкомы, концерны, холдинги и многочисленные государственные коммерческие организации, имеющие устойчивые связи с топ-дисижнмейкерами страны. Чего стоит один Михаил Мясникович. Председатель Совета Республики никогда не принимал участие в Ассамблее деловых кругов, но его влияние и возможности внутри вертикали, похоже, больше, чем весь потенциал Минэкономики и МАРТа.

При всей поддержке позиции частного предпринимательства Минэкономики и МАРТ едва ли можно назвать убежденными, последовательными сторонниками свободного рынка. ­Минэкономики сосредотачивает свое внимание на административно-правовой нагрузке на бизнес. Оно обещает сократить регуляторную нагрузку, в т.ч. за счет сокращения числа лицензируемых видов деятельности, административных процедур, а также через введение обязательной оценки регулирующего воздействия принимаемых актов законодательства.

Минэкономики поддерживает позицию бизнес-сообщества по сокращению штрафов, проведению проверок, декриминализации законодательства и созданию инфраструктуры для развития бизнеса. К сожалению, одно министерство не может противостоять бюрократической и фискальной экспансии государства.

По информации Ирины Костевич, за последние 5 лет число административных процедур увеличилось на 36,9%, до 787 единиц. Нагромождены проблемы в сфере лицензирования. Обещание Минэкономики, как и у Дональда Трампа, реализовать принцип «введению новой административной процедуры должна предшествовать ликвидация двух старых» представляется слишком меленным и неустойчивым способом дерегулирования.

МАРТ тоже имеет свои тараканы в голове. В 2016г. торговая инспекция приостанавливала работу 662 объектов торговли и общепита. Бизнес наказывают за несоблюдение ассортиментных перечней, реализацию просроченных товаров. В числе причин для наказания по-прежнему значится «необоснованное повышение цен». Еще только обсуждается вопрос исключения процедуры согласования времени работы точек торговли или общепита.

Для создания в стране условий открытой конкуренции важно не повторять ошибок России и Украины по определению коммерческих организаций, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Только на республиканском уровне таких организаций 175. А ведь есть еще областные списки.

Например, в Гродненской области таких субъектов 53, среди которых такие организации, как ОАО «Лидский комбинат бытового обслуживания», ОАО «Гродно Рембыттехника» и даже группа лиц (ИП Лошак М.А., ИП Лошак А.В.) плюс ООО «БеркутСервис», осуществляющие техобслуживание и ремонт домофонных систем на территории Гродненского района. При таком мельтешении в интерпретации границ рынка для определения монопольного или доминирующего положения МАРТ никогда не добьется заявленной цели - создания в стране единого экономического пространства в Беларуси.

НОМЕНКЛАТУРНЫЕ ПРОТИВНИКИ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА

На Ассамблее не были явно представлены основные оппоненты частного предпринимательства - промышленное и аграрное лобби номенклатурных фаворитов. В эту группу коммерческих организаций входят постоянные участники госпрограмм, получатели льготных кредитов, налоговых и таможенных льгот. Они активно используют административный ресурс, и против них очень сложно выиграть дело в судах.

Их точку зрения во многом отражал замминистра финансов Дмитрий Кийко, председатель Госкомитета по имуществу (ГКИ) Андрей Гаев и зампредседателя Верховного суда, председатель судебной коллегии по экономическим делам Василий Демидович. Один из руководителей Минфина категорически отверг даже возможность ведения дискуссии по вопросу сокращения нерыночного сектора в экономике, т.е. объема доходов и расходов органов госуправления. Кийко оценил, что введение моратория на уплату налога на прибыль до 2021г. и 5-кратное уменьшение имущественных налогов повлекут 15-процентный дефицит бюджета. Это пример того, как нельзя оценивать изменение в налоговом законодательстве. В свое время тот же Минфин и Минналогов и сборов выступали категорически против введения плоской шкалы подоходного налога на физлиц. Мол, будет дырка в бюджете. После же введения плоского налога объем поступлений вырос в разы. Есть десятки примеров из различных стран, когда отмена или радикальное сокращение налоговой нагрузки в целом и налога на прибыль в частности генерировали быстрый рост, в конечном итоге позволяющий собирать больше налогов в бюджет.

К сожалению, Минфин превратился в бухгалтерию по финансированию и частичному регулированию хотелок Администрации президента и Совмина. Он до сих пор ни разу не провел аудит госрасходов на предмет их эффективности, влияния на конкурентоспособность страны и экономику в целом. Основной месседж Кийко звучал, как приговор частному бизнесу. Государство было и останется в пределах 41-43% ВВП. Все, что можно было сократить, мы уже сократили. Так что если вам не нравится налоговая нагрузка - это ваши проблемы.

Не менее обескураживающим было выступление председатель ГКИ Андрея Гаева, заявившего, что законодательная база в сфере имущественных отношений качественна и только сами предприниматели до сих пор не научились ею пользоваться. Про приватизацию и качество управления госактивами он вообще ничего не сказал, а вот чего можно ждать по вопросу разделения функций государства как регулятора и как собственника: «Это правильный вопрос, над этой темой мы работаем, понимая, что существует где-то даже определенный конфликт интересов в управлении сферами деятельности и имуществом». Когда и как будет ликвидирован этот конфликт, Гаев не сказал. Клише «ведется работа» должно, очевидно, успокоить частный бизнес, около 90% которого работает на арендованных площадях. ГКИ этот факт совсем не смущает.

Наконец, Василий Демидович категорически не согласился с утверждением, что в Беларуси нет независимого суда. Он посчитал, что цифры о количестве банкротств и дел на рассмотрении у судей являются убедительным доказательством того, что судебная система у нас работает не с запрограммированной благосклонностью к госсубъектам, а как настоящая Фемида с завязанными глазами.

В итоге клэш между сторонниками системных рыночных реформ и их противниками закончится апелляцией к главе государства. Бизнес-сообщество при поддержке Минэкономики, МАРТа и частично Нацбанка будет настаивать на изменении отношения к условиям ведения частного бизнеса. Минфин, Минналогов и сборов, ГКИ, Минпром, Минсельхозпрод и силовой блок гнут свою линию: в стране уже созданы благоприятные условия для бизнеса. Налоги снижать дальше некуда. Имущество и активы продавать никто не собирается. Государство было и останется вездесущим, всеохватывающим и всепроникающим. Так, по мелочам что-то еще можно подчистить, подкрасить, а так в Беларуси вполне даже европейская система регулирования экономики.

Добавить комментарий
Проверочный код