Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Президент поделился сокровенным желанием:«Хочу, чтобы наши ученые изобрели какой-то новый источник энергии, чтобы мы на коленях не ползали даже перед нашими братьями, умоляя их и выпрашивая тонну нефти или куб.м. газа».Какое задание могут получить ученые?
изобрести вечный двигатель
создать комплекс велоэлектростанций
разработать механизм использования энергии черных дыр и нейтронных звезд Галактики
сконструировать генераторы, преобразующие движения артистов балета в электроэнергию
№9 (1085) 7 марта 2017г. Тема недели

Поконкурируйте мне тут

09.03.2017, Янка Грыль

Что делает крепкий хозяйственник, столкнувшись с проблемой? Во-первых, разрабатывает госпрограмму по ее решению. Во-вторых, составляет план мероприятий по выполнению госпрограммы. Ну и, в-третьих, если речь идет о продвинутом бюрократе (а то и системном либерале - сислибе), наряду с госпрограммой и планом мероприятий по ее выполнению он принимается за подготовку дорожных карт по достижению целей, обозначенных в этих документах. Реальность же тем временем развивается по своим законам - ей программ и дорожных карт не нужно.

Поконкурируйте мне тут
  Фото: рисунок Василия Почицкого

Высокопоставленные чиновники простят нам вынужденную иронию: со стороны их бумаготворчество порою действительно выглядит комично. Увы, чтобы госаппарат функционировал, каждое движение каждого его элемента в каждый отдельный момент времени должно быть прикрыто Бумагой, Инструкцией, Санкцией и Подписью - иначе пар уйдет в свисток. Так что любое должностное лицо, сводя диалог с теми или иными социальными группами к разработке того или иного документа, заботится прежде всего о себе и своих коллегах. Это правило блестяще подтвердилось на XVIII Ассамблее деловых кругов РБ, прошедшей на минувшей неделе в Минске.

БЕГОМ В ПРОЦЕДУРНУЮ

Диалог власти и делового сообщества - всегда благо, особенно если власть заинтересована в стимулировании экономической активности и выполнении поручения президента «не мешать, а помогать развиваться бизнесу». Тем интереснее посмотреть, какими инструментами она собирается это делать.

Как заявил глава Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Владимир Колтович, готовится госпрограмма по развитию конкуренции в стране на ближайшие 5 лет, каковая «должна включать положения о дорожных картах в каждой отрасли экономики по созданию конкурентных рынков в данных отраслях». То есть не прошло и четверти века транзита Беларуси от социализма к капитализму, как государство осознало благотворность конкуренции и собралось научить субъектов хозяйствования соревноваться друг с другом (до этого, надо полагать, наоборот, отучало). Своевременное решение, особенно с учетом того, что проект госпрограммы рассмотрят на Совмине в декабре 2017г. Главное, чтоб победителя в конкурентной борьбе определяла не комиссия из представителей отраслевых ведомств, республиканских и местных органов власти.

Замминистра экономики Ирина Костевич на XVIII Ассамблее деловых кругов предъявила бизнес-сообществу целый набор вполне либеральных (так и хочется приписать «в хорошем смысле») инициатив, связанных с административными барьерами и поручением главы государства по их минимизации. Например, лицензирование 3 видов деятельности в области связи отменяется, еще 8 - упрощается. Со следующего года начнет функционировать единый реестр административных процедур, содержащий исчерпывающую информацию о формальностях, необходимых для выполнения законопослушным бизнесом; 110 процедур уже сегодня можно пройти в электронном виде, а к 2020г. доля «оцифрованных» процедур должна составить не менее 75%. Уже готов проект президентского указа, вводящего в отношении новорожденных бюрократических рогаток неплохо зарекомендовавший себя за рубежом принцип отмены двух административных процедур при введении одной новой. И это не всё! «Резервы еще есть», - цитирует Костевич БелТА. Приведенная замминистра статистика подтверждает: резервов еще выше крыши.

Справка «БелГазеты». По данным Минэкономики, 1 января 2017г. в Беларуси действовало 787 административных процедур против 575 в 2012г. В 2016-17гг. отменена 41 процедура, 17 упрощено, однако введено 37 новых - в рамках реализации международных договоров и принятых законодательных актов. Внесены предложения по сокращению 21 и упрощению 13 процедур.

САНСАРА КРЮЧКОТВОРСТВА

Костевич не зря обмолвилась насчет обоснованности новорожденных процедур. Крючкотворство - карма бюрократии: решая стоящие перед ней задачи, она продуцирует все новые и новые формальности и ритуалы, издержками ложащиеся сперва на бизнес, а затем и на потребителя.

Потребитель и бизнес спустя некоторое время начинают стучаться во властные кабинеты: давай, отменяй это, это и это. Но в ходе отмены тоже рождаются новые нормы и правила. Цикл замыкается, получается своего рода бюрократическое колесо сансары. Чтобы повысить КПД его вращения, госаппарату нужно пребывать в постоянном диалоге с обществом. Это будничная, в идеале ни на минуту не прекращающаяся работа, в которой заинтересовано прежде всего само государство и обслуживающий его управленческий аппарат.

Большинство сюрпризов, подготовленных властью к XVIII Ассамблее деловых кругов, составляют подарки именно такого рода. Скажем, замминистра финансов Дмитрий Кийко поведал о трудах Минфина на ниве либерализации бухучета: «Мы уже можем предложить ряд мер, среди них расширение перечня случаев, при которых первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ и оказание услуг, может быть составлен подрядчиком и заказчиком единолично».

Это не единственная примета грядущей либерализации: в повестке дня еще «предоставление организациям возможности при внутреннем перемещении товарно-материальных ценностей между местами хранения в пределах организации использовать самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов», а также возможность применения факсимиле при подписании тех первичных учетных документов для бухучета при налогообложении.

Председатель Госстандарта Виктор Назаренко, признав, что малому и среднему бизнесу (МСБ) невмоготу проходить массу процедур оценки соответствия, обещал перенести часть этой ноши на производителей и оптовиков. Но и для них есть приятные сюрпризы: во-первых, обещано оптимизировать 1164 действующих в РБ технических кодексов установившейся практики (ТКП). Кроме этого ожидается сокращение части из 30 тыс. действующих в РБ техусловий (ТУ), прописанных самими же изготовителями или импортерами.

Ведь, как справедливо отметил Назаренко, «на основные виды продукции сегодня есть госстандарты, которые доступны и добровольны для применения, и потребители больше доверяют изготовленной по ним продукции. Разработка технических условий может быть оставлена там, где это необходимо в обязательном порядке, например при производстве сложной технической продукции».

Наконец, любопытная арифметика насчет самих стандартов: в РБ сегодня на них ссылается 25 тыс. документов, большинство ссылок - на межгосударственные ГОСТы СНГ и ЕАЭС, а также 5 тыс. национальных СТБ, половина которых гармонизирована с международными и европейскими. Невольно вспоминается Уильям Оккам, еще в XIIIв. прозорливо предупреждавший: «Не должно множить сущности без необходимости».

Наконец, еще раз процитируем министра антимонопольного регулирования и торговли, работающего сейчас над «межобластными поставками и созданием единого экономического пространства в стране». Похоже, Владимир Колтович как продвинутый управленец тоже в курсе секрета процедурной сансары: «Мы предлагаем исключить прямое госрегулирование всех производителей товаров. Но взамен мы внедрим методы антимонопольного регулирования по установлению фактов недобросовестного поведения предприятий, занимающих доминирующее положение».

И госуправление, и улучшение бизнес-климата - это процессы. Любые их результаты носят промежуточный характер. Всякие новшества такого рода - это как если бы в фильме «Кин-дза-дза» троекратное «ку» упростили до однократного, но «кю» разрешили говорить только обладателям желтых штанов производства ЕАЭС: сертификацию цветных штанов по стране происхождения можно ведь ввести и потом, в конце концов.

СПРОС, ЗА КОТОРЫЙ БЬЮТ В НОС

Приятно наблюдать за крепкими хозяйственниками, которые, впадая в реформаторский азарт, шаг за шагом становятся сислибами. Однако при всей важности и нужности мер по минимизации административно-процедурного крючкотворства оно не должно заслонять главной проблемы. Большинство предпринимателей (да и обычных граждан) сегодня жалуются не на бюрократические препоны и заковыки. Их беспокоит дефицит платежеспособного спроса, постепенно делающий любую экономическую деятельность бессмысленной.

Это касается не только компаний сегмента b2c, до дрожи в конечностях ожидающих выполнения президентского поручения по доведению среднестатистической зарплаты до $500, но и тех, кто работает в сегменте b2b.

Справка «БелГазеты». По данным опроса РОО «Перспектива», проведенного среди 300 ИП, специализирующихся на мелкой розничной торговле непродовольственными товарами, самой болезненной проблемой респонденты считают отсутствие спроса (34%). Традиционные жалобы на регулирующие бизнес законодательные акты оказались оттеснены на 2-е место (33%). За ними со значительным отрывом следуют арендная плата (10%), налоги (5%), штрафы и конфискации (3%). Учащение проверок со стороны контролирующих органов отметили 39% опрошенных.

Заметьте: даже популярная во все времена тема снижения налогов ушла в тень. Уже упомянутый Дмитрий Кийко от лица Минфина честно констатировал, что тут всего два варианта: 1) снижать налоги (а заодно и расходы), прибегая к внешним заимствованиям; 2) налогооблагать по-старому, затянув пояса во славу макроэкономической стабилизации. Как мягко выразился замминистра, «сегодняшняя экономическая реальность фактически не оставляет нам выбора и заставляет идти по второму пути».

Должно быть, все испытания двух последних лет для того и выпали на долю крепким белорусским хозяйственникам и не менее могучим белорусским бизнесменам, чтобы они оценили, что такое спрос, почему за него следует бороться и отчего в США или Европе так часто для характеристики экономической ситуации прибегают к всевозможным индексам потребительского оптимизма, розничных и оптовых продаж и т.п.

Без спроса исчезает и предложение. Некому тогда будет пользоваться единым госреестром административных процедур. Некому будет познавать радость применения факсимиле для документов первичного учета. И даже рукоплескать либерализму и широте мысли государственных мужей, горячо спорящих на очередном бизнес-форуме, как лучше вводить конкуренцию - указом или декретом, тоже будет, к сожалению, некому.

Добавить комментарий
Проверочный код