Воскресенье, 30 Апреля 2017 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Чего добьётся белорусский дуэт Naviband на «Евровидении-2017» в Киеве?
не пройдёт в финал
выиграет конкурс
в последний момент снимется с конкурса в знак солидарности с участницей из РФ
в финале займёт последнее место
№5(1081) 7 февраля 2017г. Экономика

Дискриминация на колёсах

12.02.2017, Владимир Денисов

Замаячила перспектива новой торговой войны между Минском и Москвой

Пытаясь любыми средствами увеличить экспортные продажи белорусских грузовиков и автобусов, власти Беларуси одновременно закрывают внутренний рынок для российской техники. Ответных мер со стороны России пока не последовало.

ЗАКРЫТЬ ВЪЕЗД ЧУЖИМ

Беларусь искусственно ограничила участие российских компаний в программах закупки автобусов и сельхозмашин, а также закрыла им доступ к гослизингу, пишет журнал «Автодайджест». Первопричина такой дискриминации - перекос структуры производства, когда производственные мощности автопредприятий на порядки выше потребностей внутреннего рынка.

Показательный пример: для российских производителей закрыто участие в белорусских госпрограммах закупок школьных автобусов. Если прежде их закупали через тендеры, то с 2014г. учреждениям образования запретили проводить тендеры. А с 2015г. действует система, по которой приобрести автомобиль на условиях лизинга можно через АО «Промагролизинг» - так приобретается более половины всех автобусов. Через «Промагролизинг» бюджетные организации также закупают тракторы и комбайны. И с 2015г. через эту компанию не продано ни одной единицы российской техники. По мнению «Автодайджеста», это объясняется тем, что требования для лизинга составляются под конкретные белорусские модели.

Другая дискриминационная тема - как Беларусь защищает свой рынок через утилизационный сбор. Согласно соглашению об утилизационном сборе, ввезенные из России автобусы им не облагаются. Однако, как указывает российский ресурс Life.ru, в реальности утильсбор взимается даже за автобусы ПАЗ, изготовленные в Борисове из российских машинокомплектов. «Сложилась парадоксальная ситуация: преимущества, предусмотренные для местных производителей, не распространяются на автобусы ПАЗ, которые собираются в белорусском Борисове со статусом товаров собственного производства, - говорят в пресс-службе «Группы ГАЗ». - Мы надеемся, что в этом году сложившуюся ситуацию удастся коренным образом изменить, поскольку сегодня она невыгодна ни российским, ни белорусским производителям. Тем более что в рамках ЕАЭС предусмотрен равный доступ для продукции предприятий стран Союза».

Еще более выражен протекционизм на белорусском рынке сельхозтехники. «Мы могли бы продавать в Беларуси до 500 зернокомбайнов в год. Однако на сегодняшний день мы не продаем ни одного комбайна. То есть рынок Беларуси для российских производителей закрыт. Это политика властей: «Защищаем отечественное!», - жалуется замдиректора ассоциации «Росагромаш», объединяющей производителей сельхозтехники, Андрей Агашков.

НЕ ПЕРВАЯ ПОПЫТКА

По межправительственному соглашению о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества, подписанному между РБ и РФ в марте 2007г., Беларусь обязалась предоставить российским товарам равные с белорусскими условия по участию в госзакупках за бюджетные средства. Российские производители получили возможность участвовать в закупках при стоимости контракта до $130 тыс. Однако, как писало тогда издание Naviny.by, на практике конкурсные и публичные закупки при стоимости контракта меньше этой суммы почти не проводились.

Сложнее всего было прорваться через процедуру госзакупки российским комбайнам и автобусам. И хотя требование закупать за бюджетные средства только отечественную сельхозтехнику формально было отменено, в реальности правительство стимулировало покупать отечественное. В частности, сельхозорганизации, покупавшие белорусскую технику, получали из бюджета дотации в размере половины ее стоимости.

Использовались и другие приемы. Например, как следует из протокола заседания конкурсной комиссии от 30 января 2008г. N2, по каждому виду техники наравне с российским победителем определен второй - белорусский. Хотя, согласно белорусскому законодательству, победителем конкурса может быть только один участник. И еще тогда российский Союз производителей сельхозтехники и оборудования утверждал, что белорусские госорганы настоятельно рекомендуют руководителям регионов «пересмотреть и существенно сократить объемы закупок сельхозмашин российского производства».

Ныне ситуация повторяется - хотя, казалось бы, внутри ЕАЭС все должно происходить ровно наоборот. Как результат, дискриминация российской автотехники становится еще одним фактором напряженности в отношениях между Москвой и Минском. Как пишет «Автодайджест», российские Минэкономразвития и Минпромторг уже обсуждают возможное введение ответных мер для белорусских автомобилей. Так что на горизонте - еще одна торговая война.

ПРОДАТЬ СВОЁ

Оборотная сторона вопроса - экспорт белорусских грузовиков и автобусов, для которых российский рынок остается основным. Здесь результаты противоречивые. С одной стороны, за 11 месяцев 2016г. Беларусь продала за рубеж 3968 грузовых автомобилей (на 23,7% больше, чем за аналогичный период 2015г.) на сумму $550,4 млн. При этом в Россию было продано на 34,9% больше грузовиков (2873 штук), чем годом ранее. Правда, в деньгах рост всего на 11,5%.

К тому же весь прирост на самом деле обеспечил БелАЗ - благодаря спросу со стороны российской угольной отрасли. Но если исключить из статистики белорусского экспорта продажи самосвалов, предназначенных для работы в условиях бездорожья, то получится, что за 11 месяцев 2016г. за рубеж было продано 3268 грузовиков (на 14% больше, чем в январе-ноябре 2015г.), а в денежном выражении экспорт упал на 29%, до $232,7 млн.

Вообще с продажами грузовиков МАЗ все обстоит невесело: в 2016г. российское агентство «Автостат» зафиксировало 3300 регистраций новых МАЗов - на 9,5% меньше, чем в 2015г. При этом сам российский рынок тяжелых грузовиков в 2016 году вырос на 4,2%, до 53,3 тыс. штук. То есть МАЗ свои позиции в России теряет, они уходят к КамАЗу (он увеличил в 2016г. сбыт на 15%) и западноевропейским маркам.

Заметно лучше обстоят дела с продажами в России автобусов. Автобусы Минского автозавода по итогам 2016г. вошли в тройку самых продаваемых на российском рынке, сообщили в ОАО «МАЗ» - продано 825 автобусов, что на 53% больше по сравнению с 2015г. В результате, по данным агентства «Автостат», белорусский производитель вышел на 3-е место в рейтинге самых популярных производителей автобусов (по количеству проданных единиц автотехники).

Впереди оказались два российских бренда - ПАЗ и ЛиАЗ (всего в России за прошлый год продано 10,4 тыс. автобусов - почти на 16% больше, чем годом ранее).

По информации БелТА, сейчас достаточно большим спросом в России пользуются городские автобусы МАЗ стандарта Евро-5 с обновленным интерьером и повышенным уровнем безопасности. Особый интерес проявляют крупные города, готовящиеся к масштабным мероприятиям. Так, Минский автозавод разработал автобусы для перевозки гостей чемпионата мира по футболу 2018г. Первые экземпляры сейчас проходят испытания в Москве.

Справка «БелГазеты». За 11 месяцев 2016г. всего МАЗ экспортировал 1 тыс. штук автобусов - на 61,8% больше, чем в январе-ноябре 2015г. В денежном выражении картина выглядит еще лучше: экспорт подскочил на 71,7%, до $87,98 млн. При этом в натуральном выражении поставки в Россию увеличились на 58,9%, до 836 автобусов разных моделей, а в стоимостном - на 81%, до $71,7 млн. (цифры самого МАЗа расходятся - выше упоминалось о продаже 825 автобусов, но эта разница обусловлена тем, что часть поставок 2016г. - это автобусы, проданные в 2015г.).

Российский рынок автобусов пока благоприятен для МАЗа только потому, что муниципальные закупки транспорта пока еще открыты для белорусов. Более того, на российский рынок в сегменте автобусов готовится выйти Минский завод колесных тягачей, недавно анонсировавший линейку новых автобусов «Неман» на базе шасси Iveco. Однако если торговая война между Минском и Москвой в сфере автотранспорта действительно разгорится, то планы МАЗа и МЗКТ наверняка придется существенно подкорректировать.

 

Добавить комментарий
Проверочный код