Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№1 (1077) 10 января 2017г. Тема недели

Братские непонятки

12.01.2017, Янка Грыль

Стабилизируются ли белорусско-российские отношения в 2017 году

Белорусско-российская интеграция переживает не лучшие времена. В 2016г. диалог Москвы и Минска приобрел несколько комичный характер: белорусская сторона неизменно и в одностороннем порядке расширяла перечень объектов братского торга и повышала градус полемики, Кремль в ответ делал честные глаза, бровки домиком, похлопывал по плечу и продолжал торг как ни в чем не бывало.

Братские непонятки
  Фото: рисунок Василия Почицкого

Эффектное многоточие в затянувшемся споре поставил Александр Лукашенко, без объяснения причин не прибывший 26 декабря на итоговые саммиты ЕАЭС и ОДКБ, а 28 декабря одобривший уже вроде бы согласованный проект договора о Таможенном кодексе ЕАЭС «в качестве основы для проведения переговоров». Юридически и процедурно все безупречно, детальные разъяснения на этот счет дал МИД РБ. Александр Григорьевич - мастер эффектного политического жеста, не нуждающегося в переводе: мы недовольны, мы заставим вас с нами считаться. По итогам 2016г. причин для недовольства более чем достаточно: ни одна из острейших проблем двусторонних отношений (газ, нефть, экспорт продовольствия и т.п.) не решена.

Первый этап интеграции, пришедшийся на 1990-е гг., разворачивался под социальными, гуманитарными и даже идеологическими лозунгами, призванными обосновать получаемые Беларусью экономические преференции. Второй этап (2000-е) прошел под знаком провозглашенного Владимиром Путиным отделения мух от котлет: экономическая составляющая - прежде всего, любой спор - в первую очередь спор хозяйствующих субъектов. Надо сказать, Лукашенко быстро перестроился на лыжню прагматизма - если проанализировать, то уже к началу 2010-х гг. эксперты нахваливали Александра Григорьевича прежде всего за утилитарно-хозяйственную хватку - мол, этот своего не упустит. Тем не менее экономические связи двух персоналистских (местами - откровенно авторитарных) государств все равно замыкались на их руководителей.

В 2010-е гг. Минск попытался было вернуть в отношения идеологическую составляющую, но не верящая слезам Москва на нее демонстративно не повелась даже там, где это было связано с откровенной потерей лица.

СУБЪЕКТЫ И ИХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ

Увы, в рамках Союзного государства (СГ) РБ и РФ любой спор субъектов хозяйствования сперва политизируется СМИ и экспертным сообществом, а затем выталкивается на высший уровень. Система управления в обеих странах скроена таким образом, что по-настоящему серьезные проблемы все равно рано или поздно ложатся на стол главам государств: нижестоящие этажи управленческой вертикали или испытывают дефицит полномочий для их решения, или уходят от ответственности. Вряд ли случайно вопрос о газовых недоимках весной 2016г. президенты спустили на уровень правительств, а те передоверили профильным министерствам.

Справка «БелГазеты». Постановлением N48 МАРТ РБ 30 декабря 2016г. повысило тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на территории РБ. Россия в I квартале планирует сократить экспорт нефти в дальнее зарубежье на 380 тыс.т (до 50,98 млн.т) по сравнению с IV кварталом 2016г. (51,375 млн.т). С учетом уменьшения транзитных объемов общее сокращение, по данным «Транснефти», составит 325 тыс.т. При этом, согласно утвержденному графику Минэнерго РФ, в рамках действующего межправительственного соглашения в I квартале 2017г. в РБ планируется поставить 4,5 млн.т нефти против 3 млн.т в IV квартале 2016г. ПАО «Лукойл» по контракту с «Лукойл­Белоруссия» намерено поставить в течение 2017г. 2,5 млн.т нефти.

Консенсус на уровне субъектов хозяйствования вроде бы вытанцовывается. Для примера возьмем один из самых болезненных вопросов - поставки российской нефти в РБ и повышение тарифов на транзит, которое «Транснефть» еще в декабре признала «экономически обоснованным».

Нельзя сказать, что споры субъектов хозяйствования неразрешимы, хотя своя специфика тут, безусловно, присутствует: по данным МАРТ РБ, договоренность «Транснефти» по индексации тарифов с ОАО «Полоцктранснефть Дружба» достигнута, с ОАО «Гомельтранснефть Дружба» - нет. Не беда, договорятся, коль скоро обоюдный интерес очевиден.

Но весь комплекс углеводородных проблем и договоренностей все равно замыкается на переговоры Минэнерго и правительств: нефть привязана к газу, а газ - к долгу за него, который белорусская сторона долгом не считает. Накануне Нового года вице-премьер Владимир Семашко выразил надежду «достигнуть компромиссного решения по нефтегазовому вопросу не позднее I квартала 2017г.». По его словам, загвоздка вот в чем: «В октябре 2016г. был подписан ряд межправительственных соглашений, утвержден план соответствующих мероприятий, а затем произошел определенный сбой, и дорожная карта не была почему-то принята к реализации». Так бывает: подписали, утвердили, слушали-постановили - и все равно сбой. Зато, быть может, в следующий раз получится без сбоев, ведь сам Семашко не унывает: «Мы не теряем оптимизма, работаем с российскими коллегами системно и стараемся идти путем компромиссов как в своих формулировках, так и расчетах… Взаимопонимание с обеих сторон есть. У нас есть все аргументы и необходимые инструменты для реализации совместного плана действий. Мы надеемся».

Еще более рельефно динамику споров хозяйствующих субъектов можно отследить по продовольственному экспорту: частная проблема присутствия отдельно взятой листерии в отдельно взятой партии продукции отдельно взятого предприятия сперва становится головной болью двух ведомств, а затем и глав двух государств. После инспекции предприятия проблема, как правило, устраняется, чего не скажешь о политических последствиях. Обидно, когда взаимоотношения братских народов и их признанных лидеров оказываются в унизительной зависимости от какой-то мелкотравчатой бактерии (размер Listeria monocytogenes - порядка 0,6-0,8 мкм). Безусловно, все это ставит вопрос не только о законодательном, но и институциональном и процедурном обеспечении интеграционных процессов.

МИРОВАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА НАШЕГО АГРОГОРОДКА

Но ничего с этим не поделаешь: пересекая границу РФ и РБ, не только нефть и газ, но даже реальные или мнимые сальмонеллы и листерии становятся объектами международной политики, а то и вовсе геополитики. Союзное государство создавалось на руинах СССР товарищами по несчастью. Очевидная разница экономического и политического потенциала двух стран предопределила ревнивое отношение белорусской элиты к равноправию внутри этого союза. Как только Россия начинает усиливаться, мериться с супостатами «Калибрами» и потрясать «Искандерами», в Минске опасаются того, что любая активизация Кремля на международной арене означает пропорциональную этой активности девальвацию значения Беларуси как партнера и союзника, начинают совершать разного рода многовекторные маневры и активизируют торг по всем направлениям.

Логика в этом есть - кроме углеводородного транзита и многолетнего опыта интеграции у Минска для Москвы сегодня фактически нет предложений, от которых та не могла бы отказаться. Но нефтегазовый транзит обесценивается освоением обходных маршрутов, а братско-интеграционный анамнез - проектом ЕАЭС. Каждый увеличивает свою значимость как умеет - это и есть политика.

На все это в 2017г. будут накладываться очень распространенные в Восточной Европе опасения, что администрация нового президента США Дональда Трампа, декларирующая утрату интереса к Европе, попросту вручит постсоветское пространство Кремлю в порядке нарезки сфер влияния и зон ответственности. Украинцы формулируют это еще прямолинейнее: как выражается киевский аналитик Дмитрий Джангиров, «Трамп нас скормит Путину». Обоснованны эти опасения или нет, но они существуют и их нельзя не учитывать.

Да, сегодня белорусско-российские отношения далеки от идеала. В наступившем году мы увидим еще немало взаимных эффектных жестов, двусмысленных намеков и разочарованных гримас. Возможный выигрыш - в том, что наши элиты научатся корректно озвучивать свои претензии по спорным вопросам и выстраивать работоспособные институты для их эффективного решения в рамках продуманных и отработанных процедур, а не дергать по любому поводу первых лиц за рукав. Трехлетний флирт с Западом, краснознаменно-задушевная дружба с Поднебесной и лихие рейды по экзотическим странам вроде Пакистана или Индонезии пока не принесли эффекта, хотя бы отдаленно сопоставимого с тем, который дает Россия, остающаяся главным и безальтернативным экономическим партнером Беларуси.

 

Добавить комментарий
Проверочный код