Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
По данным ВОЗ, Беларусь занимает 2-е место в мире (после Литвы) по потреблению алкоголя. В 2016г. каждый белорус старше 15 лет выпил 16,4 л чистого алкоголя. Как часто вы употребляете алкоголь?
несколько раз в год по праздникам
несколько раз в неделю
раз в неделю - в выходной
каждый день
не пью
№51 (1076) 26 декабря 2016г. Тема недели

Народные деньги, бесконечная гастроль и лживая оттепель

04.01.2017, Татьяна Замировская

Анализируя прошедший музыкальный год, обозреватель «БелГазеты» пришла к выводу, что итоги получились достаточно персональные - тем не менее некоторые культурные тенденции в уходящем печальном году были более чем отчетливыми и, следовательно, объективными. С печалью все понятно - мир потерял Дэвида Боуи и Леонарда Коэна, с белорусами же все немного сложнее.

Народные деньги, бесконечная гастроль и лживая оттепель

Я ДУМАЛА, ЭТО ВЕСНА

В суровой музыкальной Беларуси, стране черных списков и гастрольных удостоверений, будто бы началась довольно причудливая оттепель, которую, впрочем, далеко не все эксперты таковой считают.

Лявон Вольский умудрился несколько раз выступить в Минске на маленьких концертах - то на финале конкурса «Заспявай 3.0» в галерее Tut.by для аудитории в 150 человек, то где-то в Сухарево на пикете за выдвижение кандидатом в депутаты Алеся Логвинца - тут уже аудитория была побольше, 1,5 тыс. Еще Вольского с гитарой видели на пл. Свободы, в Гомеле (тоже на мероприятии, организованном одним из кандидатов в депутаты, который снял свою кандидатуру с выборов и решил отметить это концертом любимого музыканта), в баре на Комаровке (бар праздновал свой день рождения).

Конечно, это не большие концерты и не глобальная презентация альбома в Вильнюсе, но публика была удовлетворена и объявила мини-оттепель: власти очевидно закрывали глаза на эти маленькие радости.

Осенью состоялось и вовсе беспрецедентное событие - Сергея Михалка (на фото) официально «разрешили» на родине. Процесс возвращения Brutto на белорусскую сцену был долгим - в начале года политбеженец Михалок, переехавший в Украину, выступил с видеообращением, в котором требовал предоставить ему «Минск-Арену» «в любое время», хоть днем, чтобы «пообщаться с фанатами».

Осенью 2016г. Brutto с аншлагом выступили в Гомеле. Дальше - больше: разрешили минские праздничные концерты проекта «Ляпис-98» (Михалок и старые песни «Ляписов»), а весной состоится долгожданное выступление в «Арене». Недоброжелатели решили, что Михалок «продался» или как минимум «договорился», потому как «Арену», якобы, дали ему наверняка в обмен на душу. Или взамен на обещание не петь какие-то крамольные песни. Правда, если учитывать репертуар Brutto в целом, вероятно, они пообещали вообще ничего никогда не петь или просто нечленораздельно мычать тексты песен.

Также власти пока не противятся концерту проекта «Народны альбом» в Prime Hall в начале 2017г. Владимир Шаблинский, чье концертное агентство оказалось существенно измучено эпохой «черных списков», без проблем получил «гастрольку» и продает билеты. Последний раз «Народный альбом» выступал в Минске в 2007г., почти 10 лет назад, и для его успешного исполнения на сцене должны находиться как минимум Вольский и Александр Помидоров.

АТЛАНТ РАСПРАВИЛ ПЛЕЧИ: ОТТЕПЕЛИ НЕ БУДЕТ

Тем не менее радоваться не стоит: концерты продолжают запрещать.

Началось все с Дмитрия Вой­тюшкевича (на фото), которому минувшей зимой не разрешили сыграть концерт памяти Рыгора Бородулина в маленьком клубе «Лисья нора»: Мингорисполком отказал в выдаче «гастрольки», сославшись на п.16 указа о массовых мероприятиях (это пункт о пропаганде порнографии, насилия и жестокости); наличие в поданных документах лживых сведений, а также мистическое нарушение «иных требований данного положения». Организаторы концерта грешат именно на нарушение иных требований. В концерт, в самом деле, вмешалось мистическое Иное и все испортило.

Дальше - хуже. В мае концертный зал «Минск» отказал Владимиру Шаблинскому в проведении концерта памяти Анны Вольской - жены и менеджера Лявона Вольского, трагически и неожиданно умершей от онкологического заболевания 23 марта. Как продюсер Анна сделала невероятно много для белорусской музыки, но концерт ее памяти провести не удалось - дата, которая вначале вроде бы была свободна, оказалась занята «государственным мероприятием с участием органов государственной власти и силовых министерств». Пожалуй, органы и министерства - в каком-то смысле тоже Иное.

Гродненская фолк-панк группа «Дзецюкі» (теперь вы знаете про группу «Дзецюкі»!) тоже попала под запрет. Мингорисполком не разрешил гостям с вольного белорусского запада концерт-презентацию альбома в клубе Re:public. Организаторам ничего толком не объяснили, но, как сообщили некие источники «Еврорадио», по слухам, в песнях «Дзецюкоў» нашли экстремизм. В частности, источник сослался на п.5 второй главы Положения об организации и проведении культурно-зрелищных мероприятий: это пункт об экстремизме и пропаганде войны, а также угрозе безопасности населения. Ну что ж, войны не будет, население спокойно, гродненцы не пройдут.

В декабре вроде бы чуть-чуть разрешили Войтюшкевича, но тут же убоялись и запретили. «Адліга адмяняецца», - с отчаянием заявляет портал о белорусскоязычной музыке «Тузін Гітоў». На его концерт, который должен был состояться 8 декабря в концертном зале «Атлант», уже вовсю шла продажа билетов, после чего организатор концерта сообщил, что ему резко отказали в площадке: завод «Атлант» ушел на зимние каникулы. Ну что ж, «Атлант» расправил плечи, Войтюшкевич не пройдет.

ПРОФИНАНСИРУЙ МЕНЯ!

Уходящий год можно назвать годом краудфандинга в белорусской культуре. Белорусы, получившие возможность помогать любимым деятелям культуры, что невероятно, принялись активно это делать! Помимо общекультурных достойных кейсов краудфандинга, в минувшем году триумфировал и ряд музыкальных.

Могилевские рокеры Akute собрали денег на свой 4-й альбом - через ulej.by поклонники быстро накидали им необходимую сумму. Деньги парням нужны: не так давно они попытались скинуть с себя клеймо тунеядцев, доказывая специальной комиссии, что являются артистами, а не просто бездельничают. Ничего не получилось: лидера группы Рому Жигарева (на фото) композитор Эдуард Зарицкий объявил тунеядцем во второй раз. В этом мэтру заметно помогла неудачно захваченная Ромой на трибунал хвалебная рецензия «БелГазеты» на второй альбом коллектива, в которой, по авторитетному мнению композитора, был написан «полный бред».

Меломаны Беларуси активно помогали и остальным рок-тунеядцам. Арт-рокеры Tonqixod собрали 50 млн. (до деноминации, не бойтесь) на запись своего второго альбома. «Стары Ольса» на платформе Kickstarter собрали $30 тыс. вместо необходимых семи на запись альбома средневековых каверов на бородатые рок-хиты Medieval Classic Rock. Пост-роковое трио Port Mone осенью собрало около BYN10 тыс. на альбом, записанный от энергии солнца и ветра, с целью привлечения внимания белорусов к возобновляемым источникам энергии. Видимо, 10 тыс. уйдут солнцу и ветру - вот оно, настоящее язычество.

Не менее успешной оказалась и краудфандинговая кампания по сбору денег на новый альбом Лявона Вольского «Грамадазнаўства». Каждый уважающий себя белорус считал важным поддержать Вольского, это в каком-то смысле окрыляло. К тому же, Лявон выпустил, пожалуй, свой лучший альбом.

Также один из лучших альбомов года, «Мода и облака», вышел у группы «Петли Пристрастия», но никто не знает, где они взяли на него деньги. Кажется, как-то сами нашли.

РАЗВЛЕЧЁМ ЭМИГРАНТОВ!

Белорусские музыканты в этом году небывало активно гастролировали. Особенно хорошо в гастрольном сезоне-2016 шла Америка. В марте в Нью-Йорке и Вашингтоне выступил запрещенный Войтюшкевич. Все было как дома, точнее, в воображаемом доме мечты - бело-красно-белые флаги, бесплатные драники для посетителей концерта, слезы и ностальгия. Летом в Нью-Йорке, Сиэттле, Сан-Франциско и еще нескольких городах и на фестивалях в США выступила «Серебряная Свадьба». Синт-поп проект Натальи Куницкой (на фото) Mustelide тоже выступил в Нью-Йорке.

Brutto осенью отправились в американские гастроли по 9 городам США и Канады - череда концертов закономерно должна была закончиться в Гомеле.

«Стары Ольса» же, урвавшие посредством краудфандинга какие-то нечеловеческие деньги, решили потратить их на тур по Америке - гулять так гулять. Они дали в США около 40 концертов, кажется, вообще везде - по их словам, на концерты ходили не только эмигранты, но и просто американская публика (впрочем, вся американская публика - отчасти эмигранты). Общественный деятель и журналист Франак Вечерко, большую часть минувшего года также проведший в США, комментируя гастроли «Ольсы» по городам и весям Нового Света, восторженно отметил, что «Ольса» - «группа международного масштаба, и лучшая репрезентация Беларуси, напоминает американцам и миру, что Беларусь - независимая и культурно богатая страна, принадлежащая к западной цивилизации».

СКАНДАЛЫ: БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ!

А вот крупных скандалов в этом году практически не было. Основные баталии происходили в соцсетях и быстро затихали под гнетом тех или иных международных новостей той или иной степени дикости. В основном, социальные баталии были связаны с идеологическими противоречиями: взгляды некоторых музыкантов порой причудливо наползали друг на друга в некоем суровом противоборстве. Александр Помидоров ушел работать в российское издание «Спутник» - небольшой скандал. Продюсер Виталий Супранович, который всегда поддерживал музыкантов оппозиционных взглядов, привозит в Минск группу «Пикник», активно ратующую за независимость ДНР, - скандал. Михалок запрещал экс-коллегам из группы «Трубецкой» петь старые песни «Ляписов», а теперь сам их поет - скандал.

В разгар всякого скандала в соцсетях где-то на второй сотне комментариев добрым грустным призраком появляется панк-легенда Александр Куллинкович и депрессивно бубнит, что все его ненавидят за то, что он печатался в госоргане «Советская Белоруссия». Тут же скандал заканчивается: все принимаются писать дяде Саше, как его любят - а его ведь, действительно, все любят.

Пожалуй, настоящий музыкальный шок случился разве что с группой Botanic Project, чей вокалист Клим Моложавый (на фото) недавно был осужден за незаконный оборот наркотических средств на 9 лет. Легендарный белорусский джазовый клавишник Константин Горячий, который якобы и приобрел у Моложавого злополучный ломоть гашиша, был единственным свидетелем: СМИ пишут, что приговор строился лишь на его показаниях.

С такого уровня скандалами и происшествиями даже толком непонятно, кто теперь главный враг белорусской музыки - и вроде бы теперь это не совсем государство. Возможно, лучший враг белоруса - другой белорус.

Добавить комментарий
Проверочный код