Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№51 (1076) 26 декабря 2016г. Тема недели

Народные деньги, бесконечная гастроль и лживая оттепель

04.01.2017, Татьяна Замировская

Анализируя прошедший музыкальный год, обозреватель «БелГазеты» пришла к выводу, что итоги получились достаточно персональные - тем не менее некоторые культурные тенденции в уходящем печальном году были более чем отчетливыми и, следовательно, объективными. С печалью все понятно - мир потерял Дэвида Боуи и Леонарда Коэна, с белорусами же все немного сложнее.

Народные деньги, бесконечная гастроль и лживая оттепель

Я ДУМАЛА, ЭТО ВЕСНА

В суровой музыкальной Беларуси, стране черных списков и гастрольных удостоверений, будто бы началась довольно причудливая оттепель, которую, впрочем, далеко не все эксперты таковой считают.

Лявон Вольский умудрился несколько раз выступить в Минске на маленьких концертах - то на финале конкурса «Заспявай 3.0» в галерее Tut.by для аудитории в 150 человек, то где-то в Сухарево на пикете за выдвижение кандидатом в депутаты Алеся Логвинца - тут уже аудитория была побольше, 1,5 тыс. Еще Вольского с гитарой видели на пл. Свободы, в Гомеле (тоже на мероприятии, организованном одним из кандидатов в депутаты, который снял свою кандидатуру с выборов и решил отметить это концертом любимого музыканта), в баре на Комаровке (бар праздновал свой день рождения).

Конечно, это не большие концерты и не глобальная презентация альбома в Вильнюсе, но публика была удовлетворена и объявила мини-оттепель: власти очевидно закрывали глаза на эти маленькие радости.

Осенью состоялось и вовсе беспрецедентное событие - Сергея Михалка (на фото) официально «разрешили» на родине. Процесс возвращения Brutto на белорусскую сцену был долгим - в начале года политбеженец Михалок, переехавший в Украину, выступил с видеообращением, в котором требовал предоставить ему «Минск-Арену» «в любое время», хоть днем, чтобы «пообщаться с фанатами».

Осенью 2016г. Brutto с аншлагом выступили в Гомеле. Дальше - больше: разрешили минские праздничные концерты проекта «Ляпис-98» (Михалок и старые песни «Ляписов»), а весной состоится долгожданное выступление в «Арене». Недоброжелатели решили, что Михалок «продался» или как минимум «договорился», потому как «Арену», якобы, дали ему наверняка в обмен на душу. Или взамен на обещание не петь какие-то крамольные песни. Правда, если учитывать репертуар Brutto в целом, вероятно, они пообещали вообще ничего никогда не петь или просто нечленораздельно мычать тексты песен.

Также власти пока не противятся концерту проекта «Народны альбом» в Prime Hall в начале 2017г. Владимир Шаблинский, чье концертное агентство оказалось существенно измучено эпохой «черных списков», без проблем получил «гастрольку» и продает билеты. Последний раз «Народный альбом» выступал в Минске в 2007г., почти 10 лет назад, и для его успешного исполнения на сцене должны находиться как минимум Вольский и Александр Помидоров.

АТЛАНТ РАСПРАВИЛ ПЛЕЧИ: ОТТЕПЕЛИ НЕ БУДЕТ

Тем не менее радоваться не стоит: концерты продолжают запрещать.

Началось все с Дмитрия Вой­тюшкевича (на фото), которому минувшей зимой не разрешили сыграть концерт памяти Рыгора Бородулина в маленьком клубе «Лисья нора»: Мингорисполком отказал в выдаче «гастрольки», сославшись на п.16 указа о массовых мероприятиях (это пункт о пропаганде порнографии, насилия и жестокости); наличие в поданных документах лживых сведений, а также мистическое нарушение «иных требований данного положения». Организаторы концерта грешат именно на нарушение иных требований. В концерт, в самом деле, вмешалось мистическое Иное и все испортило.

Дальше - хуже. В мае концертный зал «Минск» отказал Владимиру Шаблинскому в проведении концерта памяти Анны Вольской - жены и менеджера Лявона Вольского, трагически и неожиданно умершей от онкологического заболевания 23 марта. Как продюсер Анна сделала невероятно много для белорусской музыки, но концерт ее памяти провести не удалось - дата, которая вначале вроде бы была свободна, оказалась занята «государственным мероприятием с участием органов государственной власти и силовых министерств». Пожалуй, органы и министерства - в каком-то смысле тоже Иное.

Гродненская фолк-панк группа «Дзецюкі» (теперь вы знаете про группу «Дзецюкі»!) тоже попала под запрет. Мингорисполком не разрешил гостям с вольного белорусского запада концерт-презентацию альбома в клубе Re:public. Организаторам ничего толком не объяснили, но, как сообщили некие источники «Еврорадио», по слухам, в песнях «Дзецюкоў» нашли экстремизм. В частности, источник сослался на п.5 второй главы Положения об организации и проведении культурно-зрелищных мероприятий: это пункт об экстремизме и пропаганде войны, а также угрозе безопасности населения. Ну что ж, войны не будет, население спокойно, гродненцы не пройдут.

В декабре вроде бы чуть-чуть разрешили Войтюшкевича, но тут же убоялись и запретили. «Адліга адмяняецца», - с отчаянием заявляет портал о белорусскоязычной музыке «Тузін Гітоў». На его концерт, который должен был состояться 8 декабря в концертном зале «Атлант», уже вовсю шла продажа билетов, после чего организатор концерта сообщил, что ему резко отказали в площадке: завод «Атлант» ушел на зимние каникулы. Ну что ж, «Атлант» расправил плечи, Войтюшкевич не пройдет.

ПРОФИНАНСИРУЙ МЕНЯ!

Уходящий год можно назвать годом краудфандинга в белорусской культуре. Белорусы, получившие возможность помогать любимым деятелям культуры, что невероятно, принялись активно это делать! Помимо общекультурных достойных кейсов краудфандинга, в минувшем году триумфировал и ряд музыкальных.

Могилевские рокеры Akute собрали денег на свой 4-й альбом - через ulej.by поклонники быстро накидали им необходимую сумму. Деньги парням нужны: не так давно они попытались скинуть с себя клеймо тунеядцев, доказывая специальной комиссии, что являются артистами, а не просто бездельничают. Ничего не получилось: лидера группы Рому Жигарева (на фото) композитор Эдуард Зарицкий объявил тунеядцем во второй раз. В этом мэтру заметно помогла неудачно захваченная Ромой на трибунал хвалебная рецензия «БелГазеты» на второй альбом коллектива, в которой, по авторитетному мнению композитора, был написан «полный бред».

Меломаны Беларуси активно помогали и остальным рок-тунеядцам. Арт-рокеры Tonqixod собрали 50 млн. (до деноминации, не бойтесь) на запись своего второго альбома. «Стары Ольса» на платформе Kickstarter собрали $30 тыс. вместо необходимых семи на запись альбома средневековых каверов на бородатые рок-хиты Medieval Classic Rock. Пост-роковое трио Port Mone осенью собрало около BYN10 тыс. на альбом, записанный от энергии солнца и ветра, с целью привлечения внимания белорусов к возобновляемым источникам энергии. Видимо, 10 тыс. уйдут солнцу и ветру - вот оно, настоящее язычество.

Не менее успешной оказалась и краудфандинговая кампания по сбору денег на новый альбом Лявона Вольского «Грамадазнаўства». Каждый уважающий себя белорус считал важным поддержать Вольского, это в каком-то смысле окрыляло. К тому же, Лявон выпустил, пожалуй, свой лучший альбом.

Также один из лучших альбомов года, «Мода и облака», вышел у группы «Петли Пристрастия», но никто не знает, где они взяли на него деньги. Кажется, как-то сами нашли.

РАЗВЛЕЧЁМ ЭМИГРАНТОВ!

Белорусские музыканты в этом году небывало активно гастролировали. Особенно хорошо в гастрольном сезоне-2016 шла Америка. В марте в Нью-Йорке и Вашингтоне выступил запрещенный Войтюшкевич. Все было как дома, точнее, в воображаемом доме мечты - бело-красно-белые флаги, бесплатные драники для посетителей концерта, слезы и ностальгия. Летом в Нью-Йорке, Сиэттле, Сан-Франциско и еще нескольких городах и на фестивалях в США выступила «Серебряная Свадьба». Синт-поп проект Натальи Куницкой (на фото) Mustelide тоже выступил в Нью-Йорке.

Brutto осенью отправились в американские гастроли по 9 городам США и Канады - череда концертов закономерно должна была закончиться в Гомеле.

«Стары Ольса» же, урвавшие посредством краудфандинга какие-то нечеловеческие деньги, решили потратить их на тур по Америке - гулять так гулять. Они дали в США около 40 концертов, кажется, вообще везде - по их словам, на концерты ходили не только эмигранты, но и просто американская публика (впрочем, вся американская публика - отчасти эмигранты). Общественный деятель и журналист Франак Вечерко, большую часть минувшего года также проведший в США, комментируя гастроли «Ольсы» по городам и весям Нового Света, восторженно отметил, что «Ольса» - «группа международного масштаба, и лучшая репрезентация Беларуси, напоминает американцам и миру, что Беларусь - независимая и культурно богатая страна, принадлежащая к западной цивилизации».

СКАНДАЛЫ: БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ!

А вот крупных скандалов в этом году практически не было. Основные баталии происходили в соцсетях и быстро затихали под гнетом тех или иных международных новостей той или иной степени дикости. В основном, социальные баталии были связаны с идеологическими противоречиями: взгляды некоторых музыкантов порой причудливо наползали друг на друга в некоем суровом противоборстве. Александр Помидоров ушел работать в российское издание «Спутник» - небольшой скандал. Продюсер Виталий Супранович, который всегда поддерживал музыкантов оппозиционных взглядов, привозит в Минск группу «Пикник», активно ратующую за независимость ДНР, - скандал. Михалок запрещал экс-коллегам из группы «Трубецкой» петь старые песни «Ляписов», а теперь сам их поет - скандал.

В разгар всякого скандала в соцсетях где-то на второй сотне комментариев добрым грустным призраком появляется панк-легенда Александр Куллинкович и депрессивно бубнит, что все его ненавидят за то, что он печатался в госоргане «Советская Белоруссия». Тут же скандал заканчивается: все принимаются писать дяде Саше, как его любят - а его ведь, действительно, все любят.

Пожалуй, настоящий музыкальный шок случился разве что с группой Botanic Project, чей вокалист Клим Моложавый (на фото) недавно был осужден за незаконный оборот наркотических средств на 9 лет. Легендарный белорусский джазовый клавишник Константин Горячий, который якобы и приобрел у Моложавого злополучный ломоть гашиша, был единственным свидетелем: СМИ пишут, что приговор строился лишь на его показаниях.

С такого уровня скандалами и происшествиями даже толком непонятно, кто теперь главный враг белорусской музыки - и вроде бы теперь это не совсем государство. Возможно, лучший враг белоруса - другой белорус.

Добавить комментарий
Проверочный код