Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№51 (1076) 26 декабря 2016г. Экономика

Прорыв в группе риска

06.01.2017, Сергей Филатов

Уходящий страховой год был ознаменован двумя заслуживающими внимания новостями - утверждением очередной программы развития страховой деятельности на 2016-20гг. и подготовкой нового указа о введении обязательного противопожарного страхования. Еще одну новость - подготовку новой редакции указа «О страховой деятельности» - можно оставить на потом, поскольку в ближайшие годы она не утратит своей свежести.

Из года в год главное управление страхового надзора Минфина исправно публикует статистические данные о состоянии рынка страховых услуг, каждый раз отмечая прирост страховых взносов в действующих ценах по сравнению с предыдущим годом.

Цифры прироста впечатляют - за последние 4 года среднегодовой прирост составлял без малого 100%. Если же пересчитать суммы собранных взносов в более твердый валютный эквивалент, скажем, в американские доллары, то окажется, что имело место ежегодное падение поступлений в среднем на 16,6% (см. диаграмму). Если сбор страховых взносов в 2013г. составил в пересчете на доллары $748,7 млн., то в уходящем году эта цифра - при самом благоприятном прогнозе - едва составит $500 млн.

Рост показателей налицо, и самое время провести некие прогрессивные реформы, дабы улучшить состояние медленно увядающей отрасли. Есть проверенный способ - ввести новый вид обязательного страхования. Разумеется, этим инструментом пренебрегать не стоит, тем более что доля обязательных видов в общем объеме собранной премии упала до неприличных 45%.

Вводимый новый вид «обязаловки» имеет несколько запутанное название - «обязательное страхование гражданской ответственности отдельных субъектов низкой и средней групп риска за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам». Речь идет о страховании ответственности владельцев зданий и сооружений (за исключением много- и одноквартирных) за последствия пожара во вверенных им помещениях.

Подобный проект закона еще лет 10 назад был разработан в России, но, в конечном счете, так и не был принят из-за непримиримых противоречий с Гражданским кодексом. У нас таких проблем возникнуть не должно - указ выше законов и всяких там кодексов.

Вообще-то беспечных эксплуататоров недвижимости у нас хватает, и понудить их обеспечить гарантию возмещения ущерба третьим лицам посредством страхования не помешало бы. Смущает только, что, согласно проекту соответствующего указа, работники страхователя к числу третьих лиц не относятся (что юридически, может быть, и правильно), но в случае пожара они-то пострадают первыми. Ну, для таких ситуаций можно ввести еще одно обязательное страхование. А что касается групп риска, то в критериях отнесения предприятий к этим группам сам черт ногу сломит, но, полагаем, уполномоченный страховщик Белгосстрах (а кто же еще?) как-нибудь разберется.

Как и положено, определенный оптимизм должна вселить Республиканская программа развития страховой деятельности на 2016-20гг. Если верить тому, что там предначертано, то в ближайшее время будет отменено условие об отнесении на затраты страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии только в случае их заключения с государственной страховой организацией. Будет снято ограничение на заключение госорганизациями договоров страхования жизни и дополнительной пенсии только с государственными страховыми организациями.

Что до обязательного страхования, то «будет рассмотрена возможность отмены ограничения на осуществление отдельных видов обязательного страхования». Эту возможность рассматривают уже лет пять, но, видимо, глаз замылен настолько, что и в предстоящем пятилетии рассмотреть не удастся. А если и удастся, то после рассмотрения отменять будут еще лет десять.

Весьма занятны предстоящие меры по демонополизации перестрахования. Государственная перестраховочная организация будет наделена правом отказа в приеме страховых рисков. Это означает, что страховщики смогут перестраховывать риски в других страховых и перестраховочных организациях, но «на условиях, предложенных государственной перестраховочной организации». То есть перестраховщик  от принятия риска отказывается, но определяет условия перестрахования для тех, кто этот риск готов принять. Что курили творцы указанной нормы?

Впрочем, больше, чем самой программе, хочется верить положениям программной статьи бывшего замминистра финансов, а ныне редактора минфиновского издания «Финансы, учет, аудит» Ивана Шунько под названием «Нужен ли страхованию прорыв?». Автор ставит вопрос в лоб: «Есть ли необходимость кардинальных изменений в столь тонкой и социально значимой сфере?». Исходя из не поддающемуся пониманию тезиса о том, что «экономическая роль страны определяется долей национального дохода, сосредоточенного в руках государства», автор считает абсолютно закономерным преферентное положение госстраховщиков, а любые попытки либерализации, по его мнению, приведут к падению эффективности страхового рынка. Автор обеспокоен еще и тем, что «предоставление права осуществления обязательных видов страхования всем страховщикам приведет к неоправданному росту издержек на создание необходимой инфраструктуры».

Ну, что касается падения эффективности, то падать скоро уже будет совсем некуда. А в отношении инфраструктуры - не без участия того же Ивана Шунько 12 лет назад была уничтожена инфраструктура «автогражданки», созданная частными страховщиками, но тогда этот вопрос бывшего замминистра почему-то не беспокоил.

А еще в программе заложен базовый показатель - довести «отношение страховых взносов к валовому внутреннему продукту на уровне 1,05% (при росте валового внутреннего продукта в текущих ценах в 2016-20гг. 166,5%)». Исходя из 20-летней практики госрегулирования страхования, преодолеть 1-процентную планку доли страхования в ВВП нам удастся только при условии резкого сокращения самого ВВП.

ТОП-15 СТРАХОВЩИКОВ ПО СБОРУ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ*        

  Страховая организация Страховые взносы** Страховые выплаты** Чистая прибыль (убыток), тыс. BYN
1. Белгосстрах 368 850,50 209 998,20 26 934,70
2. ТАСК  60 638,80 39 912,10 3 579,90
3. Стравита*** 53 205,20 28 216,50 1 402,80
4. Белнефтестрах  55 990,00 29 200,30 3 105,40
5. Промтрансинвест  50 615,00 25 572,00 3 868,50
6. Белэксимгарант  45 767,00 22 026,80 11 150,50
7. Белкоопстрах  24 176,70 15 291,30 689,5
8. Белросстрах  22 380,70 14 351,00 535
9. Приорлайф*** 18 280,20 1 809,90 225,9
10. Би энд Би иншуренс Ко 16 547,20 12 773,30 55,4
11. ЭРГО  12 087,70 9 733,90 76,5
12. Купала  9 731,10 3 773,60 528,9
13. КЕНТАВР  9 139,60 7 767,10 -322,5
14. Белвнешстрах  6 243,40 5 608,80 326,2
15. ГАРАНТИЯ  5 786,50 495,2 3 063,60
* - за 10 месяцев 2016г.    
** - с учетом перестрахования, тыс. BYN       *** - страхование жизни



Добавить комментарий
Проверочный код