Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Указ N376 декларирует уход от плановых проверок, сокращение контрольных органов, проведение проверок без приостановления бизнеса и т.д. Чтобы это значило?
введут новые основания для проверок
ничего, функции КГК не урезаны
из 1703 контрольных органов останется 1700
задания по штрафам не отменены
ничего, суть госсистемы РБ - тотальный контроль
для бизнеса наступают райские времена
№50 (1075) 19 декабря 2016г. Тема недели

Стратегия на блюдце

23.12.2016, Ярослав Романчук

Разговор бизнеса и власти в усечённом формате

15 декабря Республиканская конфедерация предпринимательства провела в Минске экономическую конференцию «Практика реализации экономической стратегии Беларуси». Представители делового и аналитического сообщества вместе с депутатами ПП НС и Минэкономики обсуждали состояние экономики и делового климата Беларуси. Дело идет к концу года. Рецессия угнетает бизнес и расстраивает правительство. Возникает спрос на рецепты выхода из кризиса, за детальную расшифровку тезиса «поддержка национального предпринимательства».

Бизнес-сообщество из года в год высказывает свою консолидированную позицию в виде Национальной платформы бизнеса (НБП), рассчитывая на конструктивный диалог с властью. Его качество по-прежнему оставляет желать лучшего. В проведенном бизнес-ассоциациями в октябре 2016г. опросе частного бизнеса (526 респондентов по всей стране) 68,4% отметили свою неудовлетворенность качеством этого диалога. Это лучше, чем было в сентябре 2015г. (86,5%), но все равно очень много. С одной стороны, власти говорят бизнесу: «Давайте предложения. Мы готовы пойти вам навстречу». И вот когда они получают эти самые предложения в виде НПБ, чиновники говорят: «Нет, это не то, что надо».

По регуляторной мелочевке диалог шатко-валко идет, а вот по принципиальным вопросам правительство твердо стоит на своем: «Налоговая система и налоговая нагрузка у нас нормальные. Денежно-кредитная политика улучшается. Ставки аренды - на должном уровне. Высокие штрафы? Так это для вашего же добра, чтобы мошенники не расслаблялись. Частная собственность на землю? Так народ же не готов. Торговые инспекции кошмарят предпринимателей? Так в Европе тоже заставляют уважать закон. Вы требуете создать равные правила игры на рынке для всех? Так государство тоже имеет право заниматься бизнесом, а он выполняет не только коммерческую, но и социальную функцию». Примерно в таком ключе идет диалог на разных диалоговых площадках, начиная от Общественных консультативных советов до заседаний в ПП НС и в министерствах.

Из представителей власти в конференции участвовали как раз те, кто выступает за рыночные реформы и реализацию большинства предложений бизнес-сообщества. Владислав Щепов, председатель постоянной комиссии ПП НС по экономической политике, говорил об институциональных аспектах реализации экономической политики в РБ: без института частной собственности, свободных цен, банкротства и независимых судов конкурентоспособную экономику не создашь. Многие его тезисы поддержал завотделом макроэкономического прогнозирования НИИ Минэкономики Игорь Деревяго, достаточно критично высказавшись по поводу качества корпоративного управления госактивами.

Директор департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц призвал активно участвовать в разработке Стратегии развития предпринимательства РБ до 2030г., работа над которой идет с середины 2016г. с участием представителей бизнеса и независимых научно-исследовательских центров. Валерия Бороденю, зампредседателя постоянной комиссии ПП НС по бюджету и финансам, также можно отнести к мягким сторонникам рыночных трансформаций. Две основные экономические комиссии ПП НС (по экономической политике и бюджету) вкупе с Минэкономики являются партнерами бизнес-сообщества по улучшению делового климата в стране.

Но из-за сложившейся в стране системы принятия экономических решений их голос часто тонет в номенклатурном болоте инерции и лоббистских интересов.

Представители бизнес- и аналитического сообщества рельефно описывали далеко не радужные параметры делового климата, предупреждая власти о последствиях имитации реформ и сохранения основных институтов экономической политики. Вот что говорится в резолюции конференции: «При сохранении старой модели экономики Беларуси грозит оказаться в продолжительной стагнации, как минимум, на 10 лет. Россия как ее основной, привилегированный источник роста быстро истощается. На протяжении многих лет нефтегазовый фактор обеспечивал искусственную поддержку белорусской промышленности. Ресурс поддержки этого фактора также близок к исчерпанию. С учетом технологического уровня белорусских госпредприятий, острого дефицита нематериальных активов, доступа к финансовым ресурсам Беларусь может столкнуться с острой проблемой безработицы, деиндустриализации, депопуляции регионов, а также потери критически важного человеческого капитала».

С учетом природы внешних вызовов и рисков, в т.ч. стагнации российской экономики, быстрых темпов технологического прогресса, императивов промышленной революции 4.0, конференция предложила правительству создать «постоянно действующие диалоговые площадки бизнеса, экспертного сообщества и правительства по выработке стратегии развития Беларуси и планов ее реализации, выполнить рекомендации бизнес-сообщества, изложенные в НПБ, снизить налоговую и регуляторную нагрузку на производителей товаров и услуг, реализовать принцип ограниченной ответственности, равенства условий хозяйствования и ответственности».

Понятное дело, что одна конференция не может быть прорывом к новому качеству экономической политики, но на фоне консервации кризисных явлений среди органов госуправления медленно растет число тех, кто не готов давить кнопки, подмахивать документы и осваивать бюджетные ресурсы во имя узко корпоративных интересов. Успех борьбы с кризисом, рецессией напрямую зависит от скорости роста их числа.

В этом плане деловое и экспертное сообщество напоминает миссионеров, которые несут знания и веру в светлое предпринимательское будущее для людей, которые продолжают мыслить в категориях колхозно-казенной логики.

 

 

Добавить комментарий
Проверочный код